Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


тизиь советского народа, новизна человеческих отношении и жизненных принципов советского человека нигде не раскрываются так ярко и полно, как в социалистическом труде. Показу этого посвящены страницы журнала.

Умение отрешиться от мелочных описании и натуралистического перечня увиденных объектов характеризует большинство фотоочерков, напечатанных в журнале Советский Союз . Передовая советская публицистика в яркой изобразительной форме насыщает каждую страницу журнала. Сила воздействия такой публицистики и ее общественная значимость определяются высокой идейностью, острой политической злободневностью и конкретностью.

Из второго номера журнала Советский Союз за апрель 1950 года, богато насыщенного разнообразным материалом о жизни нашего народа, можно привести в качестве образцовых ряд напечатанных там фотоочерков.

Очерк Это видели шотландские горняки - фото Греб-нева - выразительно рассказывает о пребывании в Донбассе делегации шотландских горняков. Мы видим портреты почетных шахтеров, производственные моменты добычи угля, механизацию шахт. Однако автор не ограничивается изображением почетных шахтеров и наряду с ясными по содержанию и выразительными по форме фотографиями механизированной добычи угля и просторных, ярко освещенных подземных коридоров, по которым мчатся электровозы, он вводит читателя в повседневный быт шахтера и ярко освещает нам черты нового в этом быту. Благодаря этому изображение жизни советского шахтера на производстве, в семье и на отдыхе наполнено глубоким социалистическим содержанием.

Фотографин, показывающие кварцевое облучение шахтеров на движущемся эскалаторе для предохранения от профессиональных заболеваний, ингаляцию для предохранения дыхательных путей от угольной пыли, наглядно рассказывают, как заботится государство о трудящихся в условиях нашей социалистической действительности.

Фотографии чистых и просторных комнат, в которых живут шахтеры, библиотек, клубов, спортивного зала последовательно рассказывают об условиях жизни советского шахтера и наполняют очерк волнующим содержанием.

Простое и ясное композиционное решение каждой фотографин, четкое расположение людей и предметов в кадре всецело соответствует излагаемому содержанию очерка.

Баку - столица советского Азербайджана - второй из фотоочерков, напечатанных в том же номере (авторы фотографин Грачев и Альперт). Это серия наполненных солнцем, радостных фотографий, изображающих кипучую деятельность людей советского Азербайджана. Оживленные улицы, прекрасная природа, переполненные театры и концертные залы, леса нефтяные



вышек - все это ярко выражает красоту действительности и поэтическим языком рассказывает нам о столице советского Азербайджана Баку.

Очерк прекрасно дополняется литературным текстом В. Мержанова:

Никто и никогда больше не увидит ветхих лачуг на бакинских нефтяных промыслах. Здесь построены красивые рабочие поселки с благоустроенными домами, школами, библиотеками, асфальтовыми дорогами. В этих поселках живут бакинские рабочие, добывающие черное золото не для Нобеля, а для своего социалистического государства, на благо своей Родины.

На древней нефтяной земле в Балаханах, Сабунчах, Сураха-нах создана новая жизнь, новый быт. Здесь люди живут так же культурно, как и в центре.

Прекрасен нынешний Баку - столица Азербайджана, город нефтяников .

Оригинальностью и свежестью темы отличаются и другие фотоочерки, напечатанные в том же номере.

Очерки 10 лет спустя , Социалистическая Тува , Ленинские Горки проникнуты стремлением изобразить советскую действительность в достойных ее ярких поэтических красках.

В журнале Советский Союз № 3 за 1950 год обращают на себя внимание очерки И. Озерского и операторов Ереванской киностудии С чужбины на родину . Эта серия фотографий, волнующих своей правдивостью и непосредственностью, рассказывает о счастье армян, вновь обретших родину в семье народов Советского Союза.

Величайшая библиотека мира (Гребнев и Шоломович) - наглядный и увлекательный рассказ о Государственной библиотеке имени Ленина. В очерке изображены наряду с наружными фасадами здания библиотеки и читальными залами работа читателей над книгами, механизация подачи книг и консервация редких книг путем съемки их на микрофильмы.

Серией прекрасных поэтических е^отографий показаны жизнь, быт и природа Закарпатской Украины в № 5 того же журнала (июль 1950 г.) в очерке Закарпатская Украина (фото Аль-перта). Замок графа Шенборн-Бухгейма, превращенный в санаторий, электропила, облегчающая труд дровосека, трактор вместо сохи, колхозники - Герои Социалистического Труда - все это яркие черты нового, принесенного советской властью.

Перечисление выразительных фотоочерков, напечатанных з журнале Советский Союз , можно было бы продолжить, но и приведенных примеров достаточно, чтобы сделать вывод, что все эти материалы характеризуются широкой трактовкой темы, насыщены пафосом созидания и чувством современности. Они красноречиво рассказывают о патриотизме и гордости советских людей и о гордящихся своей социалистической Родиной авторах - советских фотохудожниках.



примеры работ мастеров советского фоторепортажа

Лицо советского фотоискусства определилось благодаря работам фоторепортеров, сотрудничающих в периодической печати. Именно они создали ряд художественных документов эпохи, наглядно популяризирующих вдохновенный труд советских людей и прогрессивные идеи человечества.

Сталкиваясь повседневно с нашей социалистической действительностью, с культурной и хозяйственной деятельностью советских людей, участвуя в общественной и политической жизни страны, они стали авторами работ, в полной мере отвечающих запросам современности.

Эти работы, возникшие не в замкнутых фотографических ателье, а в самом центре нашей народной жизни, на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, на новостройках и в научных лабораториях, отличаются жизненной яркостью характеристик и большой публицистической страстностью.

Многообразные сложные проявления советской социалистической действительности находят свое отображение на страницах советской печати в изображениях, создаваемых фотохудожниками-репортерами.

Из этих изображений советский народ узнает о торжестве идей социализма в самых отдаленных уголках нашей Родины; эти изображения обогащают советских людей широтой знания нашей действительности.

Зарубежные выставки советского фотоискусства показывают нашу Родину многомиллионному зарубежному зрителю. Трудящиеся всего мира проявляют огромный интерес к жизни советских люден. Не все могут приехать в СССР, непосредственно познакомиться с условиями нашей жизни и труда и увидеть масштаб нашего строительства. Изображения, опубликованные в нашей прессе, специальные фотовыставки доступны обозрению миллионов людей как в пределах нашей Родины, так и за ее рубежами.

Правдивое изображение жизни и достижений Советского Союза помогает народам стран народной демократии учиться строительству социализма.

В годы Великой Отечественной войны перед советскими фотохудожниками стояла почетная задача отобразить великие и грозные события борьбы советского народа против фашистских захватчиков и всемирноисторическое значение нашей победы.

Они показали разрушенные врагом мирные города и села, показали облик героев Отечественной войны, неповторимые и незабываемые героические сцены из жизни народа. Эпизоды




Яндекс.Метрика