Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


войны были показаны не бесстрастно, в каждом изображении сквозили взволнованные чувства советских патриотов.

Фотохудожннки были непосредственными участниками и свидетелями военных событий на всем протяжении великих битв от Сталинграда до Берлина; именно в силу этого они донесли до зрителя правдивый и волнующий рассказ о бесстрашии, мужестве и героизме советских людей.

Работа И. Шагина На штурм рейхстага! (иллюстрация № 51) рассказывает о грозных днях битвы за Берлин, о завершающих победоносных боях Советской Армии и о сокрушении последней твердыни врага. Этот волнующий исторический документ преподнесен нам автором в лаконичной и высокохудожественной изобразительной форме.

Сквозь мглу дыма пожаров проступают громады полуразрушенного рейхстага, к которому осторожно приближается группа бойцов со знаменем. В предгрозовой тишине чувствуется напряжение последних минут жизни притаившегося врага, ощущается канун нашей великой победы.

В работе Г. Петрусова На рейхстаг! (иллюстрация № 52), являющейся обложкой книги о Великой Отечественной войне, мы можем видеть, насколько искусно автор владеет мастерством фотомонтажа. Эта работа сделана путем сложения при печати нескольких фотографий, из которых автор брал только то, что было ему необходимо для своей композиции. Высокая техника печати и мастерство композиции помогли созданию цельного, выразительного по своему смыслу произведения.

Силуэты стремительно бегущих солдат проицируются на окутанные огнем и дымом каменные громады рейхстага - последнего опорного пункта врага, и полностью передают величие и торжественность финального эпизода Великой Отечественной войны.

В атаку! работы М. Альперта (иллюстрация № 54) изображает офицера, поднимающего свое подразделение в атаку. Момент движения настолько ярок и действенен, что изображение полно пафоса борьбы. Оно захватывает зрителя силой чувств - храбростью и презрением к смерти во имя великой победы.

Большой интерес представляет работа И. Шагина Приземлился! (иллюстрация № 53). Фотокадр отличается остротой схваченного автором мгновения, абсолютной фотографичностью в самом лучшем смысле этого слова. Падение и взрыв подбитого вражеского самолета показаны с наиболее выразительной точки зрения, четко рисующей происходящее событие и доносящей его до зрителя в абсолютной простоте и ясности.

Встреча И. Шагина (иллюстрация № 55)-волнующая сцена возвращения бойца в родное село и свидания с матерью. Мягкий пейзаж русского села в пасмурный зимний день - очень удачный фон для раскрытия содержания кадра. Мы можем только еще раз отметить характеризующее автора умение выбрать



наиболее выразительный момент и найти ему ясную, простую н благородную форму.

Работа Дм. Бальтсрманца Чайковский (иллюстрация № 56) изображает группу бойцов, во время краткой передышки между боями слушающих музыку Чайковского. Фигуры воинов, изображенные почти снлуэтно, окружающие их полуразрушенные стены, свет, льющийся из пролома стены и озаряющий пианино н играющего бойца, придают всей композиции теплоту и лиричность.

Очень выразительна работа Е. Халдея Освобожденная Болгария (иллюстрация № 57), показывающая радостный исторический момент в жизни болгарского народа.

В произведениях советских фотохудожников, посвященных темам Великой Отечественной войны, отображены все этапы войны, возраставший в процессе борьбы наступательный порыв Советской Армии и морально-политическое единство советского народа. Фотохудожникн нашли выразительные средства для изображения духовного подъема народа и сплочения его сил. Они смогли изобразить исторические события, глубоко и сильно выявив чувства народа; они не только регистрировали факты, а создавали изображения, несущие в себе высокие чувства, созвучные патриотическому подъему советского народа.

Жизни и быту народов СССР посвящены работы Д. Дебабова Первые самолеты на Чукотке (иллюстрация № 58) и М. Аль-перта Киргизская комсомолка на скачках .

Фотография Д. Дебабова Первые самолеты на Чукотке изображает один из волнующих эпизодов нашей современности, торжество социалистической культуры. Автор сумел найти очень острое и волнующее решение темы. Группа жителей Чукотки, одетых в национальные костюмы, с огромным, захватывающим волнением, надеждой и радостью смотрит на самолет, пролетающий над их головами. Абсолютная непринужденность и искреннее волнение людей передаются и зрителю, заражая его радостью и гордостью за нашу социалистическую технику и культуру. Автор нашел наиболее выразительное мгновение поведения людей в момент пролета самолета над их головами. Самолет ясно и объемно очерчен художником и выглядит гордой стальной птицей.

Благодаря документальности и тому, что событие преподнесено в высокохудожественной форме, воздействие этой фотографии на зрителя значительно сильнее, чем многое, что было изображено на эту тему в живсписи и фотографии.

Д. Дебабовым создана также целая серия работ, посвященных народам Севера, их жизни и быту.

В работах Полярная ночь (иллюстрация № 59), Охота с беркутом (иллюстрация № 60) мы видим, с каким вкусом и оперативной находчивостью, с какой пытливостью и любовью к жизни и всему, что в ней нового, работал Д. Дсбабов - один из



лучших мастеров советского фоторепортажа. Все его работы проникнуты подлинным дыханием жизни и непосредственностью, они динамичны и оригинальны по точкам съемки.

Киргизской комсомолке на скачках М. Альперта (иллюстрация № 61) присущи динамичность, экспрессия; умение автора уловить наиболее острое и выразительное мгновение характеризует эту, как и помещенные выше его работы.

Гиганты сталинских пятилеток, светлые, радостные, залитые солнцем цехи новых заводов показывает в своей работе В солнечном цехе А. Шайхет (иллюстрация № 62). В этой работе наряду с четким изображением механизации процесса прекрасно передано пространство (выразительный передний план и четкая воздушная перспектива). Найденное светотональное соотношение темного переднего плана и солнечных пятен и лучей, пронизывающих цех, придает изображению глубину и яркость.

Работы Г. Петрусова Медный всадник (иллюстрация №63) и Г. Уланова в Бахчисарайском фонтане (иллюстрация №64) посвящены теме советского искусства. Эти работы характеризуются вдумчивым мастерством, композиционной стройностью и умением мастера выбрать в сложном материале, перегруженном декоративными деталями и многообразным движением, самые выразительные моменты и изобразить их в высокохудожественной форме.

В Медном всаднике мы видим фигуру девушки, выполненную в жемчужно-серых тонах, в ярком выразительном движении. Композиция фронтальная. Благодаря низкой линии горизонта фигура балерины возвышается над окружающими ее персонажами и придает кадру стройность и величавость. На фоне едва проступают детали декораций, не отвлекающие внимания зрителя от основных танцующих персонажей балета.

Особенный интерес представляет изображение народной артистки СССР Г. Улановой в балете Бахчисарайский фонтан . Изображение отличается строгостью форм; в нем нет показного блеска, декоративных аксессуаров костюма и декораций, нет заманчивых при решении такой темы эффектов света. Г. Уланова показана на темном нейтральном фоне для того, чтобы ни одна деталь его не отвлекала зрителя от восприятия искусства выдающейся советской балерины. Автор нашел для изображения чрезвычайно выразительное мгновение танца, наиболее ярко выражающее пластику одухотворенного движения, легкость и изящество линий фигуры, и сумел передать выразительность рук замечательной актрисы.

Темный фон ярко подчеркивает стройность силуэта, плавный и выразительный подъем рук, завершающийся легким наклоном

и поворотом головы.

Строгое и ясное композиционное решение изображения полноценно доносит до зрителя высокое искусство мастеров советского балета.




Яндекс.Метрика