Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


иичсских приемов, присущих другим изобразительным искусствам.

Произведение искусства будет тем полноценнее, чем выразительнее использованы возможности того искусства, с помощью которого выражена идея произведения.

Фотография - сравнительно новое искусство, а каждое новое искусство помогает по-новому отображать окружающий мир, помогает увидеть в нем то, чего раньше не видели, и узнать то, о чем раньше не знали. Сила фотографии в ее документальности, подлинности воспроизводимых ею явлений. И именно в этих пределах и лежат основные истоки творчества в фотографии.

Документальная фотография - это не холодная и безучастная регистрация фактов. Фотограф-художник может преподносить факты композиционно оформленными, подчеркнутыми острым видением мастера с акцентом на самое существенное в них.

Умение находить композиционное, организующее начало в самом объекте съемки, умение учесть это начало в процессе съемки, умение выразить основную тему сочетанием наиболее выразительных гармонических зрительных элементов определяет мастерство художника фотографии.

Таким образом, в фотографии, так же как и в любом другом изобразительном искусстве, решающим моментом в творчестве является нахождение правильной композиции.

Изобразительное решение какого-либо явления или события действительности, т. е. его изобразительная композиция, заключается в искусстве облечь основную идею - содержание - в такую конкретную зрительную форму, которая наиболее ясно и выразительно раскрывает содержание и замысел художника.

Композиция в изобразительном искусстве - это целесообразная организация всех элементов зрительной формы для выражения основной идеи произведения. Чем выше идейно-политическое содержание произведения и чем яснее, органичнее для него изобразительная форма, тем ценнее само произведение искусства.

Изучение методов художественного выражения в изобразительном искусстве, т. е. изучение изобразительной композиции, неизбежно связано с анализом художественной формы, под которым мы понимаем не определение геометрических форм, в которые можно облечь любое изобразительное построение, а определение того, в какой мере элементы художественной формы способствуют раскрытию темы и в какой мере они ее зрительно обогащают.

Прежде чем перейти к рассуждениям о художественной форме, о методах изображения и технике построения фотокадра, необходимо уточнить предмет нашего искусства.

Основной областью современной советской фотографии является фоторепортаж, документальные кадры которого наши га-



зеты и журналы ежедневно распространяют миллионными тиражами.

Советский фоторепортаж - это изображение великих строек коммунизма, лучших людей советской страны, всего того нового в человеческих отношениях, в быту и ?£УДе, что принес нам социализм. . !

Своими успехами советская фотография обязана повседневному мудрому руководству партии и правительства, их вниманию и заботам о развитии советской фотографии.

Постановления ЦК партии по вопросам искусства имеют непосредственное отношение к искусству фотографии, обогащают его, намечая пути, по которым следует итти для дальнейшего развития метода социалистического реализма. Исключительное внимание и помощь советской фотографии оказывает центральный орган нашей партии - газета Правда , где был напечатан ряд статей о советском фотоискусстве и его пропагандистской роли, о его достижениях и недочетах.

Фотоаппарат в руках горячо любящего свою Родину, мыслящего мастера-фотографа превратился в средство распространения культуры и в средство пропаганды достижений социалистического строительства.

Глубокое идейно-политическое содержание советского фоторепортажа, воплощенное в высокую художественную форму, сделало фоторепортаж основой советского фотоискусства и вызвало к жизни новые изобразительные средства, присущие фотографии и отличающие ее от иных изобразительных искусств.

о методах изобразительного мастерства

в фотографии

Если мы говорим, что элементы изобразительной композиции, определяющие форму, и организация этих элементов в изображении являются техникой, средством, которым выражается содержание, то следует добавить, что это не средства вообще , абстрагированные от содержания.

Применение тех или иных средств выразительности показывает отношение художника к изображаемым явлениям, раскрывает его творческий метод, его мировоззрение.

В фотографии организация изобразительных элементов композиции, точно так же как и выбор темы, должны быть устремлены на отображение действительности в ее непрерывном развитии.

Ленинско-сталинское учение о партийности искусства призывает нас оценивать произведения искусства с точки зрения их



значения для утверждения жизненной основы советского строя, политики Советского государства, с точки зрения их значения для борьбы советского народа за осуществление принципов социализма и коммунизма.

Чем ясней и совершенней, чем проще художественная форма выражает глубокое социалистическое содержание, тем более правдиво и глубоко в произведении отражается мир, тем ясней дойдет оно до сознания зрителя, тем выше его ценность.

Буржуазно-эстетствующие искусствоведы не признают за фотографией права называться искусством из-за того, что она документально регистрирует факты и явления действительности, используя для этого технику. Но мастера советской фотографин доказали, что именно документальная, репортажная фотография, облеченная в высокохудожественную изобразительную форму, обладает значительной силой воздействия и имеет большое идейно-политическое и общественное значение.

Отрицание за фотографией права называться искусством только потому, что способ получения изображений в фотографии основан на применении физических и химических законов, свидетельствует о формальном подходе буржуазных эстетов к определению понятия искусства.

Мы говорим, что искусство - это отображение действительности в художественной, чувственной форме. Следовательно, самая технология процесса создания произведения искусства отнюдь не является фактором, определяющим его принадлежность к явлениям искусства. Если изображение действенно (воздействует на наши чувства), образно выражает идею, отображает явления действительности, то оно является произведением искусства, независимо от того, каким способом оно сделано, человеческой ли рукой или при помощи глаза и объектива фотографического аппарата.

Не понимая специфики искусства фотографии, буржуазные эстеты исключали для нее возможность художественного творческого изображения явлений действительности. Словно оказывая снисхождение, они называли художественной фотографией лишь такие изображения, которые по форме и по жанру максимально приближались к живописи, как, например, натюрморты, ландшафты, обнаженную натуру.

Стремление направить фотографию на поиски так называемой красоты и сделать ее похожей на существующие уже образцы живописи уводило ее от отображения современной действительности и приводило к жалкому эпигонству и механическому подражанию живописи, к различным формалистическим ухищрениям; так, эстетствующие фотографы в подражание представителям так называемых левых течений в живописи использовали все средства фотографической изобразительности для того, чтобы доказать, что и в фотографии возможны левые течения ,




Яндекс.Метрика