Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


Левые течения в изобразительном искусстве, возникшие в капиталистической Западной Европе, являются результатом стремления художника уйти от изображения реальной действительности. Самодовлеющей проблемой для левых являлось выражение своей индивидуальности, своего я , причем для этого использовались разнообразные-формалистические выкрутасы, которые должны были свидетельствовать об оригинальности мышления художника. Чаще всего левые художники вообще абстрагировались от реальных форм и изображали свои сюжеты в виде беспредметной комбинации пятен, линий, вызывавших только чувственно-физиологическое раздражение.

Эстетствующие формалисты типа Могол и-Наги, Ман-Рся пытались перенести эту беспредметность и в фотографию. Изощренными раккурсами они искажали реальный облик предмета до такой степени, что зритель терял о нем всякое представление. Вспомним фотографии фабричных труб Родченко или деревьев Моголи-Наги. Абстрагируя при помощи света реальные формы предметов, они деформировали их и сводили к комбинациям тональных пятен и линий, ничего не говорящих сознанию зрителя. Путем засвечивания фотографической пластинки, на которой расставлялись реальные предметы, они получали изображения, называемые фотограммами, якобы выражающие индивидуальную точку зрения художника на эти предметы. Совершенно естественно, что иных чувств, кроме недоумения и раздражения, эти работы у зрителя не вызывали.

Не форма, не усвоенные художником эффектные приемы изображения должны определять композицию в советском фотоискусстве, а содержание, отображение реальной действительности, воздействующее на зрителя, воспитывающее его передовым строителем коммунистического общества.

Но если художник, изображая действительность, отнесется к ней равнодушно, без стремления всеми средствами художественной формы выявить свое партийное отношение к ней, если он изобразит действительность так, что случайные, не имеющие значения для характеристики объекта, засоряющие внимание подробности будут отвлекать от восприятия главного, это приведет его к натурализму. Стремление к максимальной точности , к наличию в фотокадре всех подробностей, даже тех, которые не определяют характеристику и часто могут быть случайными, не типичными и присутствующими только временно, не даст зрителю возможности вынести правильное суждение об изображенном объекте действительности.

Объект изображения, выбранный непродуманно, нехарактерный и нетипичный, изображенный лишь во имя передачи его подробностей, будет давать ложное представление о реальной действительности. Подробности, не являющиеся характерными для объекта, заслонят от зрителя целое - главное - и таким образом поставят объект вне связи с окружающей его средой.



оторвут его от среды. Изображение объекта станет в этом случае изображением формальным, отнюдь не являющимся выражением точки зрения художника на окружающий мир, на его развитие.

Следовательно, натуралистическое изображение станет в один ряд с формалистическим, будет также безидейно, бессодержательно. Поэтому натуралнэ враждебен и чужд советскому социалистическому искусству так же, как и формализм.

От советского художника требуется активный творческий подход к изображаемой им реальной действительности. Партийность советского художника выражается в том, что он не безразличен к изображаемым явлениям, всей силой своего таланта, всеми изобразительными средствами он утверждает в своих произведениях торжество передовых идей социализма.

Выбор темы для советского художника обусловливается стремлением показать действительность в ее развитии, со всеми ее новыми и наиболее типическими характерными признаками. Произведение искусства, созданное советским художником, - это точка зрения человека, активно участвующего в строительстве коммунизма, на то или иное явление действительности.

Существенной особенностью социалистического реализма является то, что он отображает данное явление действительности не изолированно, а во взаимодействии с другими явлениями, в их историческом движении, в их типичности и в то же время со всеми индивидуальными их признаками.

Нетипичные явления - факты, выбранные н отображенные лишь благодаря тому, что какая-то не типичная, не характерная, а индивидуальная подробность привлекла внимание художника, - будут выглядеть случайными, не дающими представления о реальной действительности в ее развитии.

Социалистический реализм, как известно, ставит себе задачей показ живой, реальной действительности во всех типических ее проявлениях, раскрытие типических характеров в типических обстоятельствах, утверждение передовых идей прогрессивного человечества, изображение жизни в ее непрестанном движении вперед, в ее развитии.

Художник, исходя из конкретной действительности, участвуя в непрерывном движении и развитии общества, должен раскрывать народу в художественных образах передовые идеи социализма и коммунизма.

В поисках наиболее выразительных элементов изобразительной формы, определяющих образное выражение реальной действительности, художник должен исходить из возможностей данного рода искусства, из возможностей языка его и свойственных ему средств выражения, а также условий его восприятия зрителем.

Недооценка особенностей данного искусства и его bo3nkhoj стей приводит к бездушному и пассивному изображению явлении



реальной действительности с одной стороны, к подражательству и эпигонству - с другой. Нельзя заменять установившимися штампами находящуюся в движении реальную действительность, нельзя подгонять ее под эти штампы. Фотохудожнику следует изучать классические образцы художественного наследия живописи и не механически, а критичееки использовать ее изобразительные возможности.

Фотография открыла новые перспективы отображения действительности и обогатила человеческое познание. Рассматривая возможности фотографии, мы приходим к выводу, что она располагает двумя основными способами образного выражения содержания.

Первый способ заключается в том, что для изобразительного решения своей темы фотохудожник сам определяет и выбирает сюжет, предметно ее выражающий, а затем организует перед аппаратом предметы и людей в соответствующей теме обстановке и в такой смысловой взаимосвязи, которая согласуется с его замыслом и пониманием избранной им темы, а затем производит съемку. Этот метод наиболее сложен и не всегда приводит к хорошим результатам, так как фотохудожнику необходимо выбрать соответствующий типаж, дополняющий характеристику темы, расположить его, найти или вызвать соответствующее теме состояние людей. Фотохудожник в этом случае занимается режиссурой в полном смысле этого слова и инсценирует перед аппаратом сцену, трактующую его замысел. А для постановки такой сцены необходимо большое знание жизни, понимание характеров людей и человеческого поведения.

Надо учесть, что фотохудожник, как правило, имеет дело не с профессиональными актерами, которые могут по его заданию принять соответствующее положение и притти в нужное состояние, а с людьми самых разных трудовых профессий, несколько смущающимися и позирующими в силу непривычки перед аппаратом. Между тем именно в фотографии в силу ее документальности малейшая фальшь и напряженность обратят на себя внимание зрителя и обесценят изображение. В таких случаях только моментальность съемки после ее тщательной организации может облегчить задачу.

Достоинства описанного метода заключаются в том, что фотохудожник добивается решения темы, подчиняя сюжетные элементы своему замыслу и таким образом избегая всякого рода случайностей; кроме того, не завися от реального момента совершения события, он может тщательно и продуманно организовать изобразительные элементы композиции.

Однако этот способ организации и инсценировки материала отнюдь не преследует цели подгонки материала под какую-либо стандартную форму композиционного построения. Принципы построения всегда будут определяться основной идеей произведения. Выполненную таким образом фотографию нельзя считать




Яндекс.Метрика