Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


подлинным документом, содержание таких фотокартин может быть только обобщающим, не локализующим определенное место и определенных людей.

Второй способ заключается в том, что фотохудожник изображает документально самую жизнь. Тему подсказывают ему подлинные, наиболеетипичные явления действительности. Сюжет определяется тем наиболее ярким характерным моментом в событии, который полностью раскроет его содержание. Мо-ментальность съемки даст возможность получить изображение, обладающее огромной убедительностью и правдивостью, показывающее явления действительности в самых живых, непринужденных и непосредственных проявлениях.

При этом способе также не исключена возможность организации материала, заключающаяся в том, что, не нарушая смысла и процесса происходящих событий, можно произвести некоторую перестановку людей -участников изображаемого сюжета, выбрать соответствующий фен и специально создать нужное освещение, а также убрать загромождающие и не имеющие отношения к раскрытию темы предметы. От такой организации материала изображение не перестанет быть документальным. Но если фотокорреспондет специально инсценирует событие, которое не имело места, а только могло в данных условиях произойти или произошло ранее, когда он не успел его зафиксировать, и снабжает подобный фотокадр текстовкой, указывающей место и время действия, имена участников съемки и т. п., он занимается по сущестзу фальсификацией, подделкой.

При изображении событий-фактов, когда в задачи фотокорреспондента входит не обобщение этих событий, а создание документов-корреспонденций, наглядно рассказывающих о конкретных событиях, фотокорреспондент не имеет возможности заниматься организацией кадра, его композиционные возможности сводятся к выбору точки зрения и момента съемки, наиболее ярко характеризующих это событие.

Таким образом, мы можем подразделить фотографические изображения в зависимости от задач и целей, преследуемых автором, на: 1) фотокартины, созданные в фотоателье, в соответствующем помещении или на специально подобранной натуре; 2) документальное изображение подлинных явлений, событий и людей, обобщенное выбором типичного и композиционной организацией материала, и 3) документальное изображение происходящих событий, т. е. фотокорреспонденции.

Произведение искусства отличается от технической регистрации явления тем, что оно не только изображает явления действительности, а, обобщая их, выражает через эти явления идею в конкретной художественной форме.

Фотография, как мы уже указывали выше, не ограничивается холодной, пассивной регистрацией того или иного явления ден-

2 Юри-1 Еквльчнг /7



ствителыюсти. Выбор сюжета и мгновения съемки сами по себе являются творческими моментами. Документальность отнюдь не снимает вопроса о высокой художественной форме. В данном случае документ должен воздействовать на зрителя всеми средствами, свойственными произведению искусства. Документ, зафиксированный художником, будет обладать особой силой воздействия.

Моментальная съемка влечет за собой реализацию новых, одной фотографии присущих художественных возможностей. Моментальность съемки целесообразна отнюдь не по техническим соображениям, она обеспечивает выбор самого яркого, выразительного, естественного и характерного мгновения. Выбор же момента съемки часто является решающим для смыслового, а следовательно, и изобразительного решения темы.

Но документальное изображение жизни путем моментальной съемки требует предварительного глубокого изучения тех явлений действительности, которые воссоздает художник. Только предварительное изучение материала даст возможность найти наиболее выразительные моменты и соответствующее им образное выражение.

Фотографии, изображающие специально организованные сюжеты, в зависимости от умения фотографа, навыков его к организации инсценировок и степени развитости художественного вкуса, будут в большей или меньшей степени раскрывать тему.

Фотографии, не специально организованные, а изображающие подлинные явления и события действительности, совершившиеся в определенном месте при участии людей, имеющих определенную специальность, имя и фамилию, будут конкретны и к тому же будут являться неоспоримым документом. И если они будут изображать явления или события наиболее типичные, явления, в которых проявляются лучшие качества советского человека, величие и размах нашего строительства, если высокая художественная форма соответственно будет раскрывать тему в этих изображениях, то воздействие таких фотографий на зрителя будет неоспоримо выше, чем выполненных по методу организации сюжета, ибо ничто не находит такого отклика в душе зрителя, как сила живого примера.

Художник должен увидеть и отобрать в подлинной жизни самые яркие и типичные явления; высокая художественная форма освободит их от элементов, мешающих восприятию, выделит в них самое существенное и тем самым создаст художественное обобщение в предельной его конкретности и документальности.

Сила искусства фотографии и основное отличие ее от других изобразительных искусств заключаются именно в ее способности документально изображать реальную действительность в наиболее типичных ее явлениях.



Автор не опорочивает, однако, и метод организации сюжета; в зависимости от задачи, стоящей перед фотохудожником, определяется и метод ее решения.

* *

Техника работы над фотографическим изображением подразделяется на два этапа: негативный и позитивный процессы (техника самой съемки и лабораторная обработка негатива и позитива).

Творческий процесс работы над созданием фотоизображения не ограничивается выбором сюжета и процессом самой съемки, он продолжается и после съемки. Часто последующая работа (позитивный процесс) помогает исправить недостатки, возникшие во время самой съемки. Иногда именно в течение позитивного процесса исправляется и оттачивается изобразительное композиционное решение изображения.

Выбор бумаги для печати и техника самой печати помогают найти наиболее правильное тональное решение изображения. В процессе печати возможны некоторые тональные изменения, необходимые для более четкого и выразительного решения фотокадра. Эти изменения достигаются путем неравномерного экспонирования всего поля изображения при увеличении.

Кроме техники печати, фотографу чрезвычайно важно определение границ снятого изображения в будущем готовом кадре. Фотокорреспондент, снимая в самых разнообразных условиях, не всегда имеет возможность избежать съемки деталей, затрудняющих восприятие. Эти детали в дальнейшем могут быть убраны путем кадрирования так, чтобы не было нарушено основное содержание.

Во время позитивного процесса определяется формат кадра и размер увеличения, что также имеет решающее значение для качества получаемого изображения.

Формат изображения, т. е. пропорциональное соотношение его сторон, естественно, устанавливается во время самой съемки в зависимости от содержания кадра. Последующая работа только уточняет первоначальное решение.

Очень важно также определение целей, для которых предназначена фотография, и в зависимости от этого нахождение для нее правильных размеров при увеличении. Размер фотографии, предназначенной для печати в газете, журнале или книге, ограничивается определенными технически наиболее удобными величинами. Размер фотографий, предназначенных для стендов или для экспонирования на фотовыставке, устанавливает сам художник, учитывая условия экспозиции и характер самого снимка.




Яндекс.Метрика