Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


В печатных изданиях неизбежны некоторые потери фотографических качеств изображения из-за разнообразных фактур бумаги, на которых печатается издание, и из-за клиширования. Поэтому при изготовлении оригиналов для полиграфической печати следует особенно тщательно следить .за их качеством.

В печатных изданиях фотографии йвг^т быть использованы как иллюстрации в тексте или занимать целую страницу (вкладка). Иногда фотографии используются в качестве элемента оформления обложки. Следует помнить, что как чрезмерное увеличение, так и резкое уменьшение фотокадра при клишировании снизят его фотографическое качество; поэтому размеры фотографий, предназначаемых для печати, должны быть заранее согласованы.

Мы говорили выше о том, что размер фотокадра устанавливается в зависимости от его содержания.

Современная техника фотографии позволяет изготовлять фотографические изображения весьма значительных размеров, не уступающие размерам больших картин. Советский фотохудожник, оснащенный высокой техникой, свободен решать свои изображения в таких размерах, которые нужны для наиболее выразительного и ясного выявления сюжетных и композиционных достоинств его произведений.

Искусство советской фотографии сильно тем, что мы не связываем творческих приемов фотохудожников никакими внешними рамками эстетических ограничений. Единство формы и содержания - непременный закон развития искусства социалистического реализма, предусматривает и обеспечивает максимальный расцвет творческой индивидуальности каждого мастера.

Неутомимое и настойчивое стремление советских фотохудожников к яркому жизненному воплощению социалистической действительности в наиболее высокой, ясной и законченной художественной форме поднимет советское фотоискусство на новую, еще более высокую ступень.

изображение пространства и точка съемки

Композиция произведения изобразительного искусства требует гармонического сочетания всех его элементов, через единство которых выражается основная идея произведения. .

Все явления действительности происходят в реальном пространстве, и все предметы имеют конкретную зрительную форму и объем. Таким образом, мысль, идея произведения выражается через изображение на плоскости объемов - форм предметов.



людей и реального трехмерного пространства в таком смысловом и гармоническом сочетании, которое доносило бы до зрителя основное его содержание.

Все элементы зрительной формы, т. с. линия, свет, тон, перспективные соотношения, благодаря которым мы можем видеть реальное трехмерное пространство1 и все то, что в нем происходит, изображенным на плоскости фотографии, должны находиться в таком гармоническом взаимодействии, чтобы основная мысль произведения дошла до зрителя наиболее ярко и выразительно.

Рассматривая и изучая свойства и качества элементов изобразительной формы и их сочетания, образующие зрительную гармонию в композиции, рассматривая применение этих сочетаний для достижения наибольшей выразительности изображения, мы рассматриваем таким образом только художественные приемы изображения, приемы изобразительной техники и приемы изобразительного мастерства.

Оценка того или иного избранного фотографом-художником приема не может производиться абстрактно, а только в связи с проблемой наиболее выразительного и правдивого раскрытия содержания данного произведения.

Само слово композиция, происходящее от латинского слова compositio , что означает соединение частей, сопоставление, сложение, приведение в порядок, определяет собой некое художественное объединение частей в одно целое. Композиция, являясь выражением отношения художника к содержанию, конкретизирует в зрительной форме идейный замысел и устанавливает в то же время порядок обозревания, порядок овладевания вниманием зрителя.

Композицией картины или фотокадра художник устанавливает порядок видения главных элементов своего произведения, концентрирует внимание зрителя на главном и подчиняет этому главному все иные дополняющие и как бы аккомпанирующие детали.

Установление посредством композиции последовательности восприятия различных элементов, из которых слагается произведение изобразительного искусства, естественно, облегчает восприятие его содержания. Изучение свойств отдельных элементов изобразительной формы и их сочетаний поможет мастеру-фотографу глубже воздействовать на зрителя своими произведениями, ярче и значительней раскрыть тему в изображении.

Невозможно указать рецепты композиций, при помощи которых изображение получилось бы наиболее выразительным, так как работа над композицией отнюдь не механическое выполнение установленных правил и узаконенных приемов. Нахождение композиционного решения определяется темой и сюжетной трактовкой этой темы художником. Поэтому в каждом отдельном случае каждый художник будет решать эту задачу по-разному.



Произведение изобразительного искусства, воспроизводящее в художественной форме явления действительности, должно обеспечивать единство зрительного впечатления.

На это направлены все средства изобразительной композиции. Предметы и фигуры изображаются не в случайном механическом сочетании, а только в их смысловой взаимосвязи; должно быть отделено главное от второстепенного и засоряющего внимание, наиболее ярко и выразительно показано это главное.

При построении изображения, при определении его границ и формата необходимо обеспечить возможность целостного зрительного восприятия всего изображения с любой неподвижной точки зрения. Это создаст наибольшую реалистичность и целостность зрительного восприятия.

Среди различных факторов, определяющих изобразительную композицию и форму, существенную роль играет физиологическая оптика и, в частности, движение человеческого глаза при восприятии линий, форм и объемов.

Если перед зрителем находится плоское изображение трехмерного пространства, в котором свершается какое-либо событие, то человеческий глаз для восприятия этого изображения должен проделать некоторое движение, необходимое для того, чтобы охватить его глазом. Чем проще, естественнее будет движение глаза, тем легче прочитается то, что изображено.

Если художник стремится к постепенному раскрытию своего замысла в картине, то и путь обозрения этой картины глазом должен быть организован последовательно. Если, наоборот, он стремится к немедленному, мгновенному восприятию зрителем самого основного, то движение глаза должно также мгновенно охватывать изображение.

Композиционное решение плаката многим отличается от композиционного решения станковой картины и по технике выполнения и по методам изображения. Плакат является произведением искусства, которое рассчитано на мгновенное восприятие часто на большом расстоянии, среди уличного движения и иных факторов, мешающих сосредоточенному обозрению. Поэтому плакат должен привлекать к себе внимание остротой изображения; одновременно с этим само изображение во всех своих элементах должно быть построено так, чтобы оно могло быть прочитано глазом наиболее простым и коротким путем.

Картина или фотография может быть подвергнута более сосредоточенному и тщательному рассматриванию, и здесь движение глаза, а следовательно, и восприятие может оказаться более замедленным. Однако и в том и в другом случае восприятие должно быть целостным, глаз должен охватывать изображение полностью.

Смысловая связь и сюжетное взаимодействие представленных в произведении изобразительного искусства предметов и фигур




Яндекс.Метрика