Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


Главная точка схода лежит на уровне глаз зрителя, и этот уровень определяет высоту линии горизрнта.

Если предмет расположен, под углом к зрителю, то линии его сторон сходятся в боковых точкам схода.

Если точка видения перемещается, то перемещается и линия горизонта, перемещаются и точки схода, изменяется конфигурация линий и изменяется, таким образом, линейное построение. Изменение точки видения вместе с тем изменяет пространственные соотношения, по-разному раскрывая пространство и расположенные в нем предметы и фигуры.

В фотографии перспективные явления зависят от угла зрения объектива, следовательно от его фокусного расстояния.

Таким образом, мы видим, что линейное построение изображения в фотографии определяется точкой видения объектива; при малейшем перемещении объектива по горизонтали или по вертикали изменяется и соотношение в распределении предметов и фигур в изображении, а следовательно, меняются их линейные очертания, т. е. оптический рисунок.

Мы видим также, что в фотографии точка съемки определяет оптический рисунок, т. е. линейные очертания предметов и фигур, благодаря которым зритель различает их форму.

Перемещение точки видения объектива дает фотохудожиику возможность заниматься линейной интерпретацией, т. е. изменять оптический рисунок в соответствии со своим изобразительным замыслом, облегчая восприятие этого замысла.

Фотохудожннк в каждом отдельном случае находит такие перспективные решения, которые наиболее ясно изображают пространство и находящиеся в нем предметы и фигуры.

Случайное, необдуманное перспективное построение, обусловленное неправильным выбором точки видения, дает неверное представление об объекте съемки и искажает основной смысл изображения. Предметы или фигуры, вместо того чтобы выглядеть, например, величественными, монументальными, могут показаться зрителю приниженными, невыразительными; какая-либо мелочь неожиданно займет центральное место и т. п.

При правильном выборе точки видения линия горизонта и точки схода подчеркнут форму предмета, выявят его качества, усилят зрительное впечатление и тем самым ярче донесут до зрителя основное содержание изображения.

Выбор точки видения обусловливается общим композиционным замыслом фотографии. Высота горизонта, определяющаяся точкой видения аппарата, играет существенную роль в изобразительной композиции. Если сюжет изображаемой сцены развертывается в глубину, то для того, чтобы фигуры первого плана не заслонили собой всего пространства и фигур, расположенных в глубине, необходим высокий горизонт, который создаст более ясное и выразительное изображение, чем низкий. При фронтальном же, т. е. параллельном плоскости картины, построении нзо-



бражеиия, когда сюжет выражен в действии фигур первого плана, применение низкого горизонта выразительно подчеркнет эти фигуры и очистит их от второстепенных элементов, находящихся на заднем плане, так как при низком горизонте фигуры переднего плана станут выше, а фигуры заднего плана снизятся в изображении, что поможет вызвать у зрителя впечатление монументальности первопланных фигур.w

Мы видим, таким образом, что перспектива, выбор той или иной высоты горизонта существенно влияют на характер изобразительной композиции и организуют процесс восприятия изображения, направляя внимание зрителя на то место изображения, где находятся главные фигуры и главные события. Выбор высоты горизонта, т. е. точки видения, кроме того, содействует усилению связи между зрителем и изображением, усилению воздействия на зрителя в направлении, соответствующем замыслу.

В фотографин, как мы говорили выше, перспектива определяется фокусным расстоянием применяемых объективов. Применение короткофокусных объективов с широким углом зрения создает возможность съемки предметов с очень близких расстояний и при этом на снимках резко увеличиваются перспективные сокращения. Благодаря этому оптическому свойству может быть достигнуто увеличение глубины изображаемого пространства и резкое увеличение фигур или предметов переднего плана относительно фигур и предметов дальнего плана. Резкое перспективное сокращение всегда будет усиливать впечатление движения в глубину изображенного пространства.

Эта способность к деформации пространства при умелом использовании обогащает фотографию новыми средствами художественной выразительности. Однако пользоваться этими средствами должно в определенных пределах, не искажая внешней формы предметов и подчиняя средства выразительности раскрытию основной идеи произведения.

Мастеру-фотографу при выборе угла зрения, т. е. фокусного расстояния объектива и высоты горизонта, необходимо всегда исходить из того, что основной его целью является достижение художественной правды. Неправильно выбранная высота горн-зонта, чрезмерно широкий угол зрения могут привести к чрезмерному искажению реальных очертаний предметов и пространства.

Иллюстрация № 5 Лыжник является примером того, до какой степени точка съемки может искажать фигуры, а следовательно, искажать и содержание фотокадра.

На снимке изображен лыжник в момент прыжка с трамплина. Слишком низко взятая точка вырывает объект из окружающей обстановки, перспективно искажает его настолько, что всякие реальные очертания человеческой фигуры и се движения пропадают - зрителю становится непонятным содержание картины.



При выборе точки съемки мастеру-фотографу следует стремиться к тому, чтобы его изображение было полностью понятно зрителю как по логике расположения предметов в пространстве,

так и по смыслу их взаимодействия.

Невозможно дать точные указания, как технически найти в каждом отдельном случае правильную т<й|ву съемки и какая именно точка видения окажется абсолютно правильной.

Число точек видения на каждый объект может быть бесконечным, однако во всех случаях нужно стремиться к нахождению той единственной точки видения, которая наиболее полноценно и ярко выявит сюжетное содержание. Только она и будет правильной.

В одном случае массовая сцена, снятая сверху, даст правильное представление о количестве людей и их взаимодействии; в другом случае то, что здание или человеческая фигура сняты снизу, подчеркнет монументальность и очистит очертания объекта съемки от засоряющих внимание деталей, которые были бы видны при съемке этого же объекта сверху. Всех случаев перечислить невозможно; художественный вкус фотохудожника, понимание конечной цели, к которой он стремится в своей работе, знание свойств различных элементов изобразительной композиции помогут ему в каждом отдельном случае найти то или иное решение.

л и пип и линейные построении

Рассматривая изображение, зритель воспринимает форму и величины предметов, их расположение в пространстве через соотношения цвета, тона и линий; благодаря линейной перспективе он воспринимает пространство, определяет степень удаленности фигур и предметов друг от друга и их взаимосвязь.

Наблюдая линейные изображения - карандашные рисунки, выполненные без заполняющего тона или цвета, нетрудно убедиться в том, что линейные очертания могут дать ясное представление о пространстве, изображенном на плоскости, форме предметов и объеме, если перспективное построение выполнено правильно.

Являясь элементом, ограничивающим поверхность, линии определяют формы поверхностей предметов и фигур. Линии по своему характеру и направлению разнообразны: они могут быть прямыми, наклонными, зигзагообразными, кривыми, они могут быть плавными и резкими. И каждая линия в композиции производит определенное зрительное впечатление. Линии и комбинации линий способны привлекать взгляд, а следовательно, направлять внимание зрителя при восприятии им




Яндекс.Метрика