Главная страница » Изобразительное мастерство фотографии


изображения так же. как иные элементы изобразительной композиции.

Восприятие формы зрительно связано с физиологическим раздражением нашего глаза, и нетрудно заметить, что характер и очертания линий, их форма будут вызывать разное движение глаза и разное раздражение, следовательно, и различное зрительное впечатление. Вместе с тем зрительное впечатление не является чем-то беспредметным, связанным только со зрительным восприятием линии, оно всегда связано с реальными представлениями об окружающей нас предметной действительности. Видимое нами в жизни пространство, природа всегда выражены тем или иным сочетанием линий. Безбрежные поля, равнины, спокойное море вызывают у зрителя соответствующее состояние покоя, определяющееся неким пространственным однообразием. Возвышающиеся на равнине высокие деревья, здания, вздымающиеся к небу высокие трубы заводов, естественно, нарушают это однообразие и спокойствие и по своему смыслу и по своим очертаниям. Состояние зрителя, рассматривающего изображение улицы города, заводского пейзажа и т. п., отличается от состояния его, когда он наблюдает безбрежные поля или спокойное море.

Естественно, что то или иное настроение при наблюдении природы определяется содержанием наблюдаемого явления. Мы можем также установить, что это содержание всегда так или иначе выражается различным сочетанием линий. Форма спокойного моря выражается горизонтальной линией, определяющее гладкую и спокойную поверхность воды и линии горизонта. Бурное море выражено разнообразными зигзагообразными и диагональными линиями, воссоздающими контуры бушующих волн.

В изобразительном искусстве жизненное явление, изображенное на плоскости картины, также будет вызывать у зрителя те или иные состояния и чувства, и чувства эти также будут определяться прежде всего содержанием произведения. Но нетрудно заметить, что правильно найденное сочетание линий всегда будет содействовать более яркому и отчетливому восприятию зрителем произведения искусства.

Таким образом, соответствующее содержанию произведения линейное построение всегда поможет легче прочитать это содержание.

Мы можем наблюдать в жизни, что природа, люди в зависимости от состояния, в котором они находятся, принимают различные линейные очертания. Линейные очертания спокойно стоящего человека отличаются от очертаний бегущего; если первые в основном склонны к вертикалям, то очертания бегущего человека зигзагообразны или диагональны. Очертания деревьев в спокойную погоду отличаются от очертаний деревьев, гнущихся от ветра



Линейные сочетания, какие мы видим в жизни, будучи воссозданными в произведениях изобразительного искусства, способны выражать и характеризовать те или иные состояния покоя или движения по ассоциации.

Зигзагообразные линии вызывают при восприятии состояние беспокойства вследствие беспокойного, скачущего движения глаза, вынужденного часто менять направление взгляда. Может быть, это в какой-то мере связанЧ) с ассоциативным представлением о молнии, выраженной в природе зигзагообразной линией; может быть, здесь имеют место и другие ассоциативные сопоставления, перечислить которые невозможно. Однако ясно, что раздражения эти связаны с нашими реальными представлениями о предметной действительности, с нашими конкретными впечатлениями от явлений окружающего нас мира.

Горизонтальные прямые линии глаз воспринимает спокойно, без толчков и перемен направления. Здесь при сопоставлении с реальной действительностью ассоциативно возникает образ широких степных горизонтов или спокойного моря. Вертикальные линии подчеркивают впечатление высоты, стройности, торжественности; вспомним высокие знамена на физкультурных парадах, торжественность высоких зданий, обелисков, высокие деревья. Диагонали из-за оптических свойств нашего глаза создают впечатление неустойчивости и этим самым подчеркивают движение. Из этого следует, что линейные сочетания, которые мы видим в жизни при наблюдении природы, будучи перенесенными в изображение, всегда станут подчеркивать те или иные состояния покоя или движения, соответствующие явлениям реальной действительности, которые вызывают в нас определенное эмоциональное состояние.

Естественно, что линия, способная вызвать зрительное раздражение, или комбинация линий, линейное построение, не создают еще художественного образа, воздействующего на зрителя, ибо линия или сочетание линий беспредметны.

Поэтому, говоря о зрительном впечатлении, вызываемом теми или иными линиями, подразумевается, что мы говорим о предметах и реальной действительности, изображенных посредством тех или иных линий. Линия - только средство изображения, но средство чрезвычайно выразительное, помогающее характеризовать изображаемые явления, фигуры, людей, предметы.

Изображая явления, фигуры и предметы, мастер-фотограф, естественно, должен стремиться найти в расположении объектов съемки наиболее соответствующее избранной им теме сочетание линий, то сочетание, которое поможет ему с наибольшей выра-внтсльностью раскрыть содержание своего замысла.

Поскольку изображение в фотографии образуется не одной линией, а комбинацией, сочетанием линий, определяющих очертания фигур и предметов, фотографу необходимо видеть и учитывать основной поток линий и организовывать их направление,



иначе линии будут пересекаться, путаться, путая этим самым линейные очертания предметов.

Комбинация линий, определяющая очертания форм предметов и фигур в изображении, образует его линейное построение. В любом линейном построении всегда одна линия или группа линий, сходных по своему направлению и характеру, будет превалирующей. По этой главной линии или группе линий, привлекающей наш глаз, мы можем судить о характере линейного построения.

Линейное построение является одним из главных элементов изобразительной композиции, ибо оно связывает разрозненные элементы изображения, придавая ему крепость и целостность и тем самым содействуя восприятию основного замысла художника.

Сознательное выделение в изобразительном построении группы основных линейных очертаний, которые в зависимости от их характера воздействуют на зрителя по ассоциации с реальной действительностью, также помогает наиболее полному раскрытию заложенной в изображении идеи.

Одни и те же предметы и фигуры, подчиненные разному линейному построению, в зависимости от характера этого построения воспринимаются нами по-разному и могут приобретать различные изобразительные качества. Характер линейного построения, так же как и характер линии, может вызывать различное движение нашего глаза, следовательно, различное впечатление от изображения предмета. Предметы, очертания которых подчинены ведущей горизонтали, будут производить впечатление иное, чем те же предметы, расположенные по ведущей диагонали или заключенные в треугольник.

Часто в обиходе мы употребляем выражения: композиция по диагонали , композиция в треугольнике . Такие определения неверны, потому что под композицией понимается явление значительно более широкое, объединяющее весь комплекс оформления зрительных элементов и выбор этих элементов для решения темы. Здесь же речь идет не о композиции, а о линейном построении, являющемся одним из ее элементов.

Рассмотрим характер восприятия самых распространенных линейных построений и его значение для восприятия изображения в целом. Когда мы говорим: линейное построение по горизонтали, по вертикали или построение по треугольнику или овалу, то это не означает, что все изображенные предметы точно расположены по этим линиям или точно вписаны в геометрические фигуры. Под приведенным выше определением мы понимаем случаи, когда очертания изображенных предметов и их расположение и взаимодействие подчинены основному ведущему направлению линий, характерных для той или иной геометрической фигуры.

То же, что мы говорили о горизонтальных линиях, присуще и построению по горизонтали. Горизонтальное построение способ-




Яндекс.Метрика