|
Главная страница » Применение научной фотографии
Применение научной фотографии Несмотря на применение современных электронных методов в тех областях, где ранее использовалась фотография, последняя не утратила своего значения. Возможность регистрации двумерного изображения, накопления световой энергий, а также преобразований информации в фотопроцессах, универсальность - и доступность фотографических методов делают их несравнимыми ни с какой другой системой записи изображения, В настоящее время фотографические методы являются не только основой'профессиональной и любительской фотографии, но и мощным средством исследования во многих областях науки и техники. Как известно, светочувствительный слой служит средством записи и хранения информации. Оптимальное использование фотографических методов возможно, очевидно, лишь при условии, что эта информация извлечена и обработана полностью в соответствии с данной задачей. В этом отношении обычные классические методы обработки имеют ограниченные возможности. В процессе съемки, химико-фотографической обработки, при получений позитивного изображения и его преобразований в той Или иной степени происходит потеря информации. Если раньше основным направлением усовершенствования техники фотографии было улучшение информационных свойств фотографирующей системы .объектив - светочувствительный слой, то теперь решающее значение приобретает задача наиболее полного извлечения й переработки информации, зарегистрированной фотографическим материалом. Эта задача стала осуществимой в
результате более углубленного изучения механизма формирования фотографического изображения, применения теории информации и использования новых физико-химических процессов и явлений, таких, как эффект Сабатье, ставший в сущности основой процесса получения экви-денсит, и эффект Эбергарда (эффект смежных мест), на котором основан ряд приемов, увеличивающих резкость и информативность фотографического изображения. В последние годы разработан целый комплекс различных методов, позволяющих наилучшим образом использовать информацию фотографических черно-белых негативов и перерабатывать ее в желаемом направлении в соответствии с поставленной задачей. Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе до сих пор нет специальной монографии, посвященной этим вопросам. В.есь известный весьма обширный материал содержится в большом числе журнальных публикаций, в сборниках трудов и мало доступен широкому кругу читателей. Книга известных специалистов, сотрудников Института оптики и спектроскопии АН ГДР В. Круга и Г.-Г. Вайде Применение научной фотографии восполняет этот пробел в литературе. Авторы излагают в ней Принципиальные основы и технологические приемы трансформации изображения; рассматривают ряд задач, связанных с увеличением светочувствительности или, иначе говоря, со способами коррекции недодержанных или недопроявленных негативов без ухудшения качества изображения; приемы, позволяющие расширить интервал яркостей, передаваемый негативом, и улучшающие передачу мелких деталей; большую группу методов, предназначенных для выделения фотографических почернений, осуществляемого двумя путями - цветом изображения и линиями равных почернений, каждая из которых отвечает заданному значению оптической плотности. Особый интерес представляют разнообразные методы - маскирования - резкая и нерезкая маски, метод сине-желтого тонирования изображения. Последний метод отличается простотой и доступностью, а по эффективности не. уступает более сложным, методам маскирования. Все эти приемы предоставляют широкие возможности видоизменения изображения и достижения разнообразных
эффектов. В книге приводится ряд примеров их использования в астрономии, спектроскопии, биологических исследованиях, светотехнике, аэрофотосъемке и многих других научно-технических областях. Значительное внимание уделяется также разнообразным применениям в художественной фотографии; в частности, это относится к различным приемам, позволяющим перейти от обычного полутонового изображения к штриховому, а также к получению изображения, сходного с рисунком пером, с гравюрой и т. п. Широкие возможности в художественной фотографии имеет метод изогелии в сочетании с цветовыми эффектами. Книга, однако, не лишена недостатков: имеются неясности в изложении отдельных положений, слабо отражены работы советских авторов. Поскольку вся технология фотографических процессов дана применительно к иностранным материалам и рецептуре, при переводе пришлось иногда отходить от текста или давать поясняющие примечания. Перевод книги выполнили М. Р. Шпольский (гл. 1-5, 7, 8) и И. С. Янина (гл. 6). Редактор приносит благодарность канд. физ.-мат, наук И. И. Брейдо за дополнительный список литературы по эквиденеитометрии и ее применению в астрономии. Г. А. Истомин
|