Главная страница » Фотографическая оптика
, 2 Обратив внимание, что P2D20 г2, находим приближенное, но вполне пригодное для практики выражение: А = - -L = - jl. (1,96 ) Из этой формулы особенно отчетливо вытекает хорошо известный фотографам факт: для повышения глубины следует либо удалиться от изображаемых объектов (увеличить /?), либо уменьшить диафрагму Наибольшая возможная глубина резкого изображения; гиперфокальное расстояние. Формулы (1,96) можно преобразовать, если предположить, что расстояние до плоскости наведения значительно больше фокусного расстояния объектива. При таком предположении имеем: / / / Г р -/ Р После замены в (I, 96) величины z = у- и принятия во внимание последнего соотношения, получим: Л- Т'Р ; (1,97) -р -f-zp Анализ этих формул показывает, что глубину резко изображаемого пространства можно существенно расширить, если установить объектив на так называемое гиперфокальное расстояние -такое расстояние р плоскости наведения от объектива, при котором задний план бесконечно удален (р2 = >). В этом случае, положив во второй формуле (I, 97) знаменатель равным нулю, определим гиперфокальное расстояние р: Р=--(1.97) После подстановки в первую формулу (I, 97) находим положение переднего плана: Таким образом, если фокусировать объектив на гиперфокальное расстояние р (а не на бесконечность), то в картинной плоскости резко изобразятся все предметы, начиная от бесконечности и кончая расстоянием pi9 вдвое меньшим, чем гиперфокальное расстояние р. Такая установка объектива называется также ближней установкой на бесконечность. 3* 67
Формулы (I, 97) можно представить, введя в них параметр р: Pi=-f Р2 = - (1,97 ) р + р Р - Р Задавая различные значения величине р, определяющей положение плоскости наведения, мы из этих формул вычисляем расстояния переднего pi и заднего р2 планов от объектива. В проведенных здесь рассуждениях не был учтен ряд факторов, влияющих и на глубину изображаемого пространства и на качество перспективных изображений. В частности, при увеличении мелкомасштабных фотонегативов -это аберрации объектива, зернистость светочувствительных слоев любых приемников изображений, особенности субъективных восприятий пространственных изображений и т. п. Мы ограничились здесь лишь геометрией формирования световых пучков. В заключение приведем элементарно получаемую формулу метраж-ной (дистанционной) шкалы, применяемую для определения расстояний х' плоскости приемника изображений (например, фотослоя) от заднего фокуса объектива при различных расстояниях L между плоскостями предмета и изображения: где т = L -2/ - б; / -фокусное расстояние объектива; б -расстояние между главными плоскостями объектива. Приближенно задача решается формулой Ньютона: § 8. ОСВЕЩЕННОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ, ОБРАЗУЕМОГО ОБЪЕКТИВОМ, И РАСЧЕТ ЭКСПОЗИЦИЙ Вопрос о распределении освещенности в плоскости изображений представляет как теоретический, так и прикладной интерес. Изображение элемента конечных размеров является результатом наложения изображений отдельных точек. По представлениям физической (волновой) оптики даже совершенная, безаберрационная, оптическая система изображает точку в виде светлого пятна малых размеров со сложным распределением освещенности в пределах этого пятна. Характер распределения освещенности в этом пятне определяется двумя принципиальными факторами: волновой природой света и наличием аберраций. В результате действия этих факторов изображение точки оказывается размытым, мелкая структура предметов не полностью воспроизводится оптической системой, изображения близко расположенных точек предмета сливаются в сплошное серое пятно.
 где Xtt2f-L.
Задача расчета распределения освещенности в изображении точек решается по-разному: в зависимости от величин аберраций в системе, а следовательно, в зависимости от необходимости учета или возможности игнорирования явления дифракции света. К этим вопросам в главе III мы вернемся. Здесь ограничимся рассмотрением освещенности в изображении элемента AS конечных размеров, когда изображение является результатом наложения изображений отдельных светлых пятен с неравномерным распределением освещенное-тей в каждом пятне. В результате, если элемент AS имеет равномерную яркость, то и его изображение AS будет иметь также равномерную освещенность; если же элемент AS имеет непрерывно изменяющуюся яркость, то и элемент AS будет обладать такого же характера непрерывно изменяющейся освещенностью. Лишь в непосредственной близи контура изображения AS характер распределения освещенности будет более сложным; это обстоятельство мы здесь учитывать не будем. Освещенность элемента изображения AS, на который падает световой поток Д/7, выходящий из системы, определится отношением:
 Рис. 1, 38. Освещенность изображения при круглом выходном зрачке £ = АР AS (1,98) Когда выходной зрачок системы имеет форму круга и заполнен лучами, яркость которых В' остается постоянной во всех направлениях, можно получить следующее выражение для светового потока: AF = ъВ* AS sin2 -8, 2 (1,98) где б' - угол между крайними лучами ВС меридионального кругового сечения пучка, выходящего из оптической системы и собирающегося в точке S (рис. I, 38); В' - яркость пучка лучей, вышедших из оптической системы, зависящая от яркости В вводящих лучей и так называемого коэффициента пропускания т системы: B=tJ2B, (1,980 где п и п' - показатели преломления сред пространства предметов и изображений. Угол б' может быть определен из выражения: tg8= а 2gf ,а, (1,98-0 9 +/ ~%
|