Главная страница » Ремонт фотоаппаратов


Дальномер

Принцип действия дальномера фотоаппарата Зоркий показан на рис. 45

Дальномеры с поворотным зеркалом или призмой действуют по принципу наложения одного контура изображения на другой Дальномер состоит из поворотного зеркала 2, которое вращается* вокруг своей оси О, и полупрозрачного зеркала 1. Расстояние между зеркалами 1 и 2 составляет базу дальномера. Через полупрозрачное зеркало / наблюдают за предметом, расположенным в точке А, изображение при этом образуется двумя пучками лучей.

Одно - действительное изображение - наблюдается непосредственно сквозь полупрозрачное зеркало, а другое - мнимое - отраженное зеркалом 2.

Вращая зеркало 2, добиваются совмещения обоих изображений. По такому же принципу действует и дальномер с подвижной призмой, которым снабжен фотоаппарат Зоркий , схема которого показана на рис. 46.

При вращении оправы объектива 3 торец червячной оправы 2 упирается в кулачок 4 двуплечего рычага 7 и отклоняет его Это отклонение регулировочный винт 9 и на


Рис 45 Принципиальная схема работы дальномера

передается эксцентриком 8 через рычаг 6, на котором укреплена призма 5, и перемещает последнюю на определенный угол.г При обратном ходе объектива механизм дальномера действует в обратном направлении при помощи пружины 10 Регулировочный винт 9 и кулачок 4 служат для регулировки дальномера. Винтом 9 дальномер устанавливается на бесконечность , а кулачком 4 регулируется длина плеча рычага 7 и устанавливается правильное показание дальномера на наименьшем расстоянии наводки (1 ж).

Разборка дальномера. Чтобы получить доступ к дальномеру, нужно снять его щиток. В корпусе 3 дальномера (рис 47, а) на оси 2 укреплен рычаг дальномера с призмой, а со стороны щитка 4 находится полупрозрачное зеркало Извлечь рычаг дальномера с призмой можно, не снимая корпус дальномера



с монтажной крышки затвора. Для этого нужно отклеить щиток 7, предохраняющий дальномер от загрязнения, и отпустить на торце рычага с призмой четыре винта, которые удерживают ось 2t а затем вывинтить гайку 5 и извлечь из-под нее прокладку и пружину дальномера.

Вытолкнув снизу вверх ось 2 из корпуса дальномера, можно .извлечь из него рычаг дальномера с призмой. На рис. 47, б показаны детали дальномера, извлеченные из корпуса: рычаг 10 даль- омера с подклеенной к нему призмой 9, пружина 13, проклад кг 14, гайка 15 и ось 2.

I , , I


Рис 46 Принципиальная схема дальномера фотоаппарата Зоркий

/ - полупрозрачное зеркало, 2 - червячная оправа, 3 - объектив, 4 - кулачок 5 - призма, 6 и 7 - рычаги, 8 - эксцент рик, 9 - регулировочный винт, 10 - пружина

При помощи винта 11 обеспечивают достаточное трение между рычагом дальномера и регулировочным винтом 12, с тем чтобы он в процессе эксплуатации не вывинчивался.

Со стороны стрелки 4 (рис. 47, а) при необходимости можно извлечь полупрозрачное зеркало, которое укреплено посредством ллоской распорной пружины. Снимая полупрозрачное зеркало, нужно соблюдать осторожность, так как от прикосновения к его -поверхности с него сходит светоотделительный слой.

Чтобы снять корпус дальномера, нужно с внутренней стороны монтажной крышки отвинтить пять винтов. Сняв корпус дальномера, получают доступ к эксцентрику 18, на оси которого укреплен винтом 20 рычаг 17 (рис. 47,в). Бывают случаи, когда эксцентрик 18 туго вращается во втулке. Чтобы устранить затирание эксцентрика, его нужно извлечь из втулки и отполировать.

Собирают дальномер в обратной последовательности. Основное внимание при этом уделяют устранению люфтов как в неподвижных, так и в подвижных элементах дальномера. Сначала во втулку устанавливают эксцентрик 18. Затем на квадрат



эксцентрика укладывают одну-две шайбы 19 и насаживают рычаг 17, плотно стянув их винтом 20. Продольный люфт эксцентрика во втулке не должен ощущаться. Если люфт ощущается, нужно добавить шайбы.



Рис 47 Устройство дальномера а - корпус дальномера, б - рычаг с призмой, в - рычаг с эксцентриком /- * - щитки, 2 - ось 3 - корпус, 5 - гайка, 6 - объектив видоискателя, 7 - стопорные винты, 8 - выточка для плоской пружины, 9 - призма, 10 - рычаг, 11, 12, и 20 - винты, 13 - пружины, 14 - прокладки, 15 - отверстие для регулировки дальномера, 16 - регули ровочный кулачок, 17 - рычаг, 18 - эксцентрик, 19 - регулировочные шайбы

Устранив продольный люфт эксцентрика, устанавливают корпус дальномера и плотно затягивают его пятью винтами. При установке рычага 10 с призмой в выточку 8 в основание призмы закладывают плоскую пружину, которая выбирает люфты между осью 2 и корпусом 3 дальномера. Все трущиеся части нужно смазать.

Регулировка дальномера. При регулировке дальномера нужно отвинтить винт-заглушку и декоративную оправу клина. Вначале регулируют дальномер по вертикали, вращая оправу с клином в неподвижной оправе. Для регулировки дальномера нужно изготовить ключи по размерам шлицев в оправе с клином и по профилю регулировочных кулачков.




Яндекс.Метрика