Главная страница » Принципы стереосъемки


Теперь остается проявить и отфиксировать готовый анаглиф.

По колориту снимок получится несколько темным - коричневым, красноватым или лилово-коричневым. Обычная фотография такого цвета была бы браком! Но посмотрите на нее сквозь очки и увидите, что снимок стал черно-белым и достаточно контрастным.

Очки-фильтры поглощают много цвета, поэтому пользоваться ими надо при наиболее ярком освещении. Рассматривать анаглиф будет легче, если края снимка (1,5-2 см) покрашены в коричневый цвет. (Если вы совместили передний план, то делать этого не надо!).

Как и все цветные фото, анаглифы со временем выцветают, поэтому хранить их лучше в альбоме или закрытой коробке.

7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТЕРЕОЭФФЕКТА

Итак, теперь, когда вы более или менее знаете, какие возможности предоставляет стереофотография, можем поговорить и о том, как возникает стереоэффект.

Начнем с простейшего.

Бинокулярный и монокулярный стереоэффекты. Бинокулярный (по-латыни bini - пара, oculus - глаз) - это стереоэффект, который возникает при обычном видении, а также в стереоскопе, при рассматривании анаглифов, просмотре стереофильмов, голограмм и т. д.

Но существует еще и другой, монокулярный стереоэффект (по-гречески mono - один, единственный). Впечатление объемности в этом случае создается за счет перспективы - отдаленные предметы мы видим маленькими, возможно даже полуприкрытыми ближними объектами, или постепенно исчезающими за горизонтом... Объемному восприятию способствуют также и тени. Неважно, смотреть при этом одним глазом или двумя, монокулярный стереоэффект возникает в любом случае.

Все это давно известно и не нуждалось бы в напоминании, если бы монокулярный стереоэффект не играл столь важной, хотя и вспомогательной, роли в стереофотографии, особенно в цветных анаглифах.

Если стереофотография не получилась, не спешите увеличивать стереобазис, подумайте - может ошибка в том, что при выборе мотива вы недооценили роль монокулярного стереоэффекта.

Аккомодация и конвергенция. Строение человеческого глаза изучают уже в школе. Также известно, что фотоаппарат с объективом чем-то напоминает глаз человека. Действительно, как у фотоаппарата есть приспособление для наведения резкости на объект, так и у глаза есть мышцы, выполняющие ту же функцию. В наших глазах эта регулировка происходит независимо от нашего желания, поэтому мы и не замечаем изменений, когда переводим взгляд с дальнего предмета на ближний и наоборот. Но изменение происходит - меняется форма хрусталика глаза. Это - аккомодация, т. е. способность глаза приспособляться к рассматриванию предметов, находящихся от него на различных расстояниях. Благодаря аккомодации мы ясно видим все, на чем останавливаем взор.

Известно и то, что оптические оси глаз на дальние объекты направлены почти параллельно, а при взгляде, скажем, на свой нос пересекаются под большим углом. Как должны быть направлены

3 К. Касс А. Касс



эти оси на тот или иной объект - об этом мы не думаем, нужный угол выбирается сам собой, без усилий. Эту способность называют конвергенцией (схождением, сближением).

Определенным углам между оптическими осями соответствует определенная форма хрусталика глаза.

Помните, когда вы разглядывали конусы без стереоскопа, вам понадобилось время, чтобы совместить оба изображения. Причиной тому была необходимость нарушить природную связь между аккомодацией и конвергенцией. Оптические оси глаз располагались так, будто вы смотрели на дальний конус, а хрусталики так, будто смотрели на плоскость рисунка, т. е. гораздо ближе. Пока вам не удалось увидеть нужное, вы видели или одно изображение (не считая изображений паразитов по обеим сторонам), но не в фокусе (конвергенция правильна, оптические оси глаз параллельны, но аккомодация не соответствует расстоянию до плоскости рисунка) или, когда фокусировали зрение, то видели не одно, а два изображения (аккомодация соответствует расстоянию до плоскости рисунка, а угол конвергенции не равен нулю, оптические оси глаз не параллельны).

В стереоскопе резкость обеспечивается линзами, глазам лишь остается найти нужную конвергенцию. Неестественную аккомодацию мы не ощущаем.

Известно, что человек не может одновременно смотреть в разные стороны. Есть, правда, небольшая возможность разводить глаза, но очень не на много, примерно на 1°. Вот почему идентичные точки стереопары, которые видны в бесконечности, не должны быть на большем расстоянии, чем расстояние между глазами. Вот почему стереопары больших размеров можно рассматривать только с помощью призменных или зеркальных стереоскопов, которые как бы увеличивают расстояние между нашими глазами, и каждый из них может спокойно, без напряжения видеть свою картину.

Положительный и отрицательный параллаксы. Лучшее представление о параллаксе (от греческого parallaxis - отклонение) мы получили при монтаже цветных анаглифов. Параллаксом называют смещение, которое возникает между двумя изображениями объекта. Еще раньше мы узнали, почему это происходит, а занимаясь анаглифами, увидели, как это происходит.

Немного забегая вперед, поговорим о том, каким образом мы видим изображение в стереокинотеатре. Так будет проще всего объяснить роль параллакса в возникновении стереоизображения.

Есть несколько способов, чтобы закрыть от одного глаза изображение для другого. Для начала достаточно знать, что каждый глаз и тут видит свою картину, и обе они спроецированы на другую, как анаглифы.

Изображение мы можем видеть или на поверхности экрана, или перед экраном, или за экраном, даже в бесконечности.

На схеме 1 (рис. 19) изображения наложены одно на другое, параллакс отсутствует, объект мы видим так, будто он расположен на экране или на плоскости анаглифа.

На схемах 2 и 4 изображение для правого глаза сдвинуто вправо, для левого - влево. Такое отклонение называют положительным параллаксом, и он не должен превышать расстояние между глазами человека.

На схеме 3 показано, как возникает отрицательный параллакс,




д5мм .

a b \-

\ \ \


Рис. 19. Разные параллаксы на экране

который создает впечатление, будто изображение выходит из экрана - изображение для правого глаза на экране сдвинуто влево, для левого - вправо. Такой параллакс называется отрицательным.

На схемах 3 и 4 параллаксы одинаковы, оба равны 65 мм. Но в одном случае объект наблюдается в бесконечности, а в другом - точно на полпути от экрана к зрителю.

В стереокино можно достичь, например, такого эффекта: танцовщица на канате приближается настолько, что можно подать ей руку. Но для этого отрицательный параллакс должен быть слишком большим. Представьте себе две прямые, которые начинаются от ваших глаз, пересекаются на изображении танцовщицы и продолжаются до экрана...

Теперь посмотрим, что происходит в стереоскопе.

Глядя через стереоскоп на изображение объекта, находящегося в бесконечности, оптические оси глаз мы ориентируем параллельно, аналогично тому, как идут лучи вив, или а и а с и с, (см. схему 4). Если же мы рассматриваем изображение ближнего объекта, оптические оси глаз пересекаются под углом один к другому, например, как лучи с и а,.

А как обстоят дела с цветным анаглифом?

Предположим, что вы смонтировали его так, что совместились объекты самого переднего плана. В этом случае параллакс остальных объектов стал положительным (схемы 2 и 4), все изображения оказались позади снимка.

Попробуйте мысленно сдвинуть на схеме оба объекта к середине... Теперь вы выбрали для наложения один на другой объекты в бесконечности. Схема 4 превратилась в схему 1У так как положение глаз осталось тем же самым! У всех остальных объектов возник отрицательный параллакс, они вышли из снимка .

И тем не менее анаглифы не создают такого богатого объемного эффекта, как стереофильмы.

Почему?

Дело в том, что на анаглифы мы смотрим с расстояния 25-30 см, сдвиг идентичных точек не должен превышать 3-5 мм, иначе картина не сливается или смотрится с трудом. Отрицательный параллакс