Главная страница » Принципы стереосъемки



Рис. 20. Схема стереографа Д. О. Шварцмана

будет незначительным, а объекты в бесконечности кажутся недалеко за плоскостью анаглифа, вся картина напоминает действительно больше рельеф, чем объемное пространство.

Конечно, теоретически сделать анаглиф, который бы полностью передал объем, дело возможное, но для этого он должен быть значительно шире, чем 18 или 24 см.

Если в кино при положительном параллаксе расстояние между бесконечностью и экраном для глаза особого значения не имеет, так как экран тоже расположен далеко от глаза и аккомодация нарушается незначительно, то при взгляде в бесконечность и на плоскость анаглифа разница в величине аккомодации уже очень значительна. Для рассматривания таких анаглифов вдобавок к очкам нужны были бы еще и линзы, как в стереоскопе.

Об одной из причин, почему в стереокино все обстоит проще, мы уже говорили. Но свои трудности есть и там. Они возникают тогда, когда преследуется цель максимально приблизить изображаемое к зрителю.

Когда будете смотреть стереофильм, обратите внимание: кадр начинается, например, с того, что танцовщица приближается из глубины экрана, двигается сквозь него, все ближе и ближе... Рас-



согласование между аккомодацией и конвергенцией происходит постепенно. Если в этот момент вы снимете специальные очки и посмотрите на экран, то после этого, возможно, не сможете увидеть танцовщицу перед собой, даже надев очки. Два изображения танцовщицы совместить будет трудновато.

Глаза неспособны к мгновенной перестройке.

8. СТЕРЕОГРАФ. РИСОВАННЫЕ СТЕРЕОИЗОБРАЖЕНИЯ

Советские конструкторы создали разные стереографы. Простейший из них сконструирован в 1941 году Д. О. Шварцманом (рис. 20). Он дает возможность рисовать весьма удовлетворительные стереоизображения.

Основные части стереографа (см. схему) - подвижный клин А и подвижная подставка В, положение которой регулирует клин. Принцип работы следующий.

На подставку наклеивают белый лист ватмана, который движется вместе с подставкой, а на ватман, в свою очередь, наклеивают (приклеить, конечно, нужно только края) копировальную бумагу. Ограничители, между которыми движется подставка, чуть выше. К ним, над ватманом и копировальной бумагой, наклеивают второй лист ватмана. Подставка под вторым листом движется свободно.

В стереограф помещают перспективный план (вид на композицию сверху будущего рисунка - на схеме квадрат С). В верхней части плана - объекты, которые на рисунке будут в бесконечности, внизу - те, которые на переднем плане.

К клину А прикреплен указатель D. Он движется вместе с клином и показывает на плане, какой объект рисуют.

Рисовать начинают с ближних объектов, поэтому до начала работы клин ставят в нижнее положение (подставка В в крайнем правом положении). При работе с объектами, расположенными подальше, надо соответственно поднимать и клин, а вместе с ним сдвигать подставку влево.

Когда картина готова, на нижней бумаге (через копирку) вы получите изображение для правого глаза, на верхней - для левого.

Рисунки монтируются на картонки так же, как стереофотографии.

На стереографе нельзя вырисовать рельеф. На стереорисунке в конце книги ясно видно, что один объект расположен ближе, другой - дальше, но в них самих глубинность отсутствует. Рельеф на объектах можно получить так же, как при обычном рисовании - наносить тени.

Круглые и овальные объекты, которые должны бы расположиться на горизонтальной плоскости (например, цветочная клумба), будут выглядеть на рисунке как бы поставленными на бок, поэтому от таких изображений лучше отказаться.

Если вы хотите на переднем плане изобразить, например стол, то делать это надо следующим образом.

Прежде всего нарисуйте ближний край стола и ножки, потом передвиньте клин в положение, соответствующее заднему краю стола. Этот задний край вначале не пририсовывайте. Отметьте только крайние точки - левую и правую. При помощи этих точек нарисуйте заднюю и боковые стороны стола лишь тогда, когда рисунок будет вынут из стереографа. Иначе на нижнем рисунке боковые стороны не совпадут с задней стороной стола.



Рис. 21. Рисунок,

выполненный с помощью стереографа, надо еще закончить

На стереорисунке могут и должны быть объекты, которые частично закрывают один другой. Но рисовать их несколько затруднительно.

Допустим, вы хотите нарисовать мяч на фоне забора. Если вы посмотрите потом стереопару, то на нижней картине это будет выглядеть так, как на рисунке 21. Вам придется стереть изображение забора из очертаний мяча, а пустоту на фоне забора заполнить.

Для разглядывания стереорисунков годятся стереоскопы с маленьким увеличением. Слишком большое увеличение создаст впечатление, будто линии на рисунке проведены не карандашом или тушью, а чем-то вроде угля.

9. ПРОЕЦИРОВАНИЕ ДИАПОЗИТИВОВ С ПОМОЩЬЮ ОБЫЧНЫХ ПРОЕКТОРОВ

Главный вопрос, общий для всего стереовидения, это как спрятать изображение для одного глаза от другого (сепарация).

За последние 50 лет были испробованы и взвешены десятки различных способов. Среди них более или менее простые, как, например, метод, предложенный Б. А. Дунаевым (рис. 23), и очень сложные, например сепарация (разделение изображений) при помощи специальных обтюраторных очков (рис. 24). Такие очки синхронно объединены с проекционными аппаратами, заслонки в очках поочередно открываются и закрываются, соответственно тому, изображение для какого глаза в данный момент на экране.

Мы привели в пример две крайности из множества предложенных методов сепарации. Ни один из них не закрепился в практике. Первый из методов вы можете испытать сами, но вряд ли он удовлетворит вас. При рассматривании изображения на экране этим методом вам придется все время оставаться в неподвижном состоянии, кроме того, нужное положение приходится искать довольно долго. В кино все это было бы невозможно уже потому, что любой зритель высокого роста загораживал бы картину от сидящего впереди, а тот, изменив свое положение, уже не видел бы ничего.

Сейчас во всем мире на вооружении в основном два метода проецирования: метод растрового экрана и проецирование при помощи поляризованного света.

О каких же способах можно говорить, имея в виду проецирование в домашних условиях.

Прежде всего коротко о плюсах и минусах каждого из них.

Проецирование стереопарами. Проецировать можно как черно-белые, так и цветные диапозитивы, которые подходят к вашему диапроектору. При помощи двух эпидиаскопов можно проецировать и стереофотографии.