Главная страница » Принципы стереосъемки


Аддитивный метод - это метод суммирования. Черно-белый тон изображения получается от аддитивного суммирования цветов светофильтров.

Снимки проецируются на экран один на другой. Оба изображения на экране должны быть на одной высоте.

Стереопары черно-белых диапозитивов можно окрашивать так, как вы красили фильтры при изготовлении цветных анаглифов (одного в зеленый, другого в красный цвет). Еще проще красный и зеленый фильтры установить перед объективами проекторов. рис. 26. Зеркальный стереоскоп

Разделение изображений происходит следующим образом.

Когда мы смотрим темное изображение на зеленом фоне через красный фильтр, зеленый фон становится настолько темным, что сливается с изображением, а через зеленый фильтр мы видим изображение ясно, оно контрастирует с фоном.

Из другого проектора на экран проецируется также темное изображение с красным фоном, которое мы видим через красный фильтр и не видим через зеленый. Вследствие этого изображение, предназначенное для одного глаза, мы должны проецировать через зеленый фильтр, для другого глаза - через красный фильтр.

Каждый глаз видит один из окрашенных фонов темным, поэтому совмещенное изображение получается на весьма темном фоне. Если вы использовали те же фильтры и очки, что и при печатании цветных анаглифов, то проектор ваш должен быть с более мощным освещением.

Вместо зелено-красных пар фильтров можете пользоваться и сине-красными и сине-желтыми.

Нужный уровень затемненности фильтров можно установить опытным путем. Для этого заготовьте их побольше и разной плотности, пока не найдете такую комбинацию, которая бы наиболее подходила для вашего проекционного аппарата.

Субтрактивный метод. Это - метод вычитания. Черно-белое изображение образуется не суммированием, как при аддитивном методе, а вычитанием цветов.

Субтрактивный метод дает в итоге совмещенное изображение с высокой степенью контрастности, так как фон на обоих изображениях оба глаза видят светлым - на черно-белых изображениях окрашивается не фон, а сами изображения. По существу, это тот же метод, которым вы делали цветные анаглифы в альбоме. Только теперь надо сделать изображение цветным прямо на диапозитиве.

Осуществить это можно несколькими способами.

Возможно, проще всего перевести отпечаток с черно-белого негатива на обратимой цветной пленке через фильтры. Через зеленый фильтр вы получите зеленое изображение, через красный - красное.

При изготовлении контактных отпечатков фильтры лучше класть не между негативом и пленкой, а направить через них свет, который вы используете для копирования. Если вы положите фильтр под





негатив, то потом на позитиве будут видны малейшие дефекты фильтра, вплоть до отпечатков пальцев на нем.

Очень удобно печатать при помощи диарепродукционной установки ДРУ-2. Приспособление это используется вместе с фотоаппаратом Зенит . Копировка на пленку размером 24X36 мм возможна с негативов любого размера. При печатании фильтры надо класть опять-таки не под негатив, а в гнездо для фильтров или помещать перед объективом фотоаппарата.

Можно еще сделать сначала черно-белый диапозитив и потом выкрасить его фотохимическим путем.

Для этого диапозитив надо высветлить в следующем растворе:

Дистиллированная вода 500 мл

Сернокислая медь 50 г

Бромистый калий 1,5 г

Уксус (30 %-ный) 10 мл

Температура раствора должна быть 18-20°, держат в нем диапозитив 2-2,5 мин, пока изображение полностью не исчезнет. После этого диапозитив промывают проточной водой, пока не исчезнет желтоватый фон, и закрепляют в растворе:

Тиосульфат натрия 50 г

Калий двухромовокислый 10 г

Вода 50 мл

После закрепления снова промывают проточной водой 25-30 мин, сушат.

Каждый диапозитив стереопары тонируется отдельно. Красный оттенок

Дистиллированная вода 500 мл

Ярко-красный (кислотный) краситель Брильянтлана-фуксин 5 г

Оранж (кислотный) светостойкий AT 2-10 г

Уксус (30 %-ный) 5 мл

Синий оттенок

Дистиллированная вода 500 мл

Ярко-синий (кислотный) 2,5 г

Уксус (30 %-ный) 1,5 мл

Перечисленные красители используются и для окраски шерстяных тканей.

После тонирования диапозитивы промывают в проточной воде, пока самые светлые участки не станут бесцветными.

Диапозитивы с цветным изображением можно монтировать в одну рамку, сложив их один на другой, и проецировать при помощи одного проектора. В этом случае целесообразно второй из диапозитивов напечатать через основу, положив его при печати эмульсионным слоем вниз. Это позволит вставлять в рамку диапозитивы эмульсионными слоями один к другому без опасения, что эмульсия поцарапается. Да и резкость обоих изображений при проекции будет одинаковой.

Проецирование при помощи поляризованного света. Мы знаем, что световые лучи распространяются волнами. В обычных условиях эти волны расходятся во все стороны. Но существуют кристаллы, например турмалин и исландский шпат, проходя через которые,



Рис. 27. Схема стереопроекции поляризационным способом

частицы света станут колебаться лишь в одном определенном направлении, или другими словами, свет поляризуется.

Такими же свойствами обладают и кристаллы коллоидной смеси йода и хинина. Используя их, делают поляризационные фильтры или поляроиды.

Световой луч, прошедший через поляроид, может пройти через второй поляроид только в том случае, если их поляризационные направления одинаковы, или отличаются незначительно. Если же один поляроид повернуть по отношению к другому крест-накрест (90°), то свет, выйдя из первого фильтра, через второй фильтр уже не пройдет. Это-то и дает возможность скрыть от одного глаза изображение, предназначенное для другого глаза.

Посмотрите на рисунок 27.

Перед одним из проекторов фильтр ставится так, чтобы он поляризовал свет в горизонтальном направлении, перед вторым так, чтобы свет поляризовался вертикально. Подобным образом ориентируют и очки. Такой прием называется L-поляризацией. Возможна и V-поляризация, тоже симметричное направление поляризации в проекторе и в очках, но под углом 45° к вертикали (используется в стереокино).

Через очки мы увидим уже отраженный экраном свет. Обыкновенный экран превращает поляризованный свет вновь в обыкновенный (деполяризация), поэтому в стереокино используют экраны с алюминиевым покрытием. Дома достаточно и того, что вы два раза покроете экран алюминиевой краской, которая употребляется для окраски