Главная страница » Принципы стереосъемки


Закрепленный на аппарате уровень нужно корректировать. Для этого с помощью ватерпаса аппарат устанавливают горизонтально. Теперь проверьте, соответствует ли пузырек воздуха горизонтальному положению в закрепленном на аппарате уровне.

И угломер можете сделать из уровня, потому что важно, не под каким углом аппарат наклонен вперед или назад, а чтобы в момент съемки наклон обоих аппаратов был одинаковый. При наличии двух аппаратов и при большом базисе угломеры и уровни должны быть на каждом аппарате, чтобы можно было сравнивать их положения.

Угломер из уровня сделайте такой, чтобы его собственный наклон можно было легко регулировать. Во время первой съемки аппарат устанавливается в нужное положение, а уровень, используемый как угломер, настраивается на горизонтальное. Теперь достаточно во время второй съемки установить аппарат так, чтобы пузырек воздуха в уровне находился под чертой, обозначающей центр. Наклон аппарата будет точно такой же, как и при первой съемке.

Если пожелаете уровень и угломер изготовить полностью своими руками, проще всего сделать это, используя принцип маятника. Конструкция самодельного уровня очень проста и представляет собой стрелку с грузиком, закрепленную на оси так, что грузик расположен ниже оси, а стрелка указывает вверх. Амплитуда колебаний стрелки не должна быть очень большой, достаточно, если она будет отклоняться на 20°. На реи вращения стрелки можно установить подшипники, сделанные, например, из металлического сердечника шариковой ручки.

Ось стрелки должна располагаться как можно ниже - чем длиннее верхний конец стрелки, тем точнее будет уровень. Если вы хотите использовать уровень на аппарате Любитель , рекомендуем верхний край и крышку коробки уровня сделать из органического стекла (можно для этого использовать прозрачную коробочку от запонок, часов или колец), чтобы стрелку было видно и сверху, и сзади. Тогда вы будете видеть показания стрелки независимо от того, какой способ визирования в данный момент используете. Чтобы острие стрелки лучше просматривалось сверху, на него можно прикрепить маленький светлый шарик, например из шпатлевки.

По такому же принципу можно сделать и угломер. Но его стрелка должна поворачиваться на 60-90°.

В магазинах хозяйственных и скобяных товаров продаются угломеры УБ-Хл4 с круглой шкалой диаметром 75 мм. Если лишнее спилить, можно использовать его на аппаратах разных типов и как уровень (рис. 33).

12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМЕННЫХ ОБЪЕКТИВОВ

До сих пор все серийно выпускаемые стереофотоаппараты имели нормальные объективы и не были приспособлены для использования сменных объективов. И не без причины. Это, прежде всего, усложняло бы конструкцию стереофотоаппаратов. Сейчас настройка объективов и открывание шторок синхронизируются с помощью системы рычагов. При использовании сменных объективов таким устройством уже не обойтись. Они должны быть сконструированы специально для данного аппарата, иначе их синхронная настройка невозможна.




(В) 65мм


Рис. 33. Уровень из угломера УБ-Хл4 на Спутнике

Рис. 34. Схема, объясняющая возникновение параллаксов при фотографировании объектов на разном расстоянии от фотоап паратое

Важнее, однако, что для стереофотоаппаратов с постоянным базисом сменные объективы практически не нужны. Во всяком случае, отдача не окупит рост стоимости, неизбежно сопутствующий усложнению конструкции. Другое дело, если помимо сменных объективов можно в достаточно широких пределах менять и стереобазис (что и обеспечивается в стереофотоаппаратах более совершенной конструкции. Но таких очень мало. Они выпускаются для специальных съемок, например стереографических измерений, и очень дороги).

И все же при стереосъемке телеобъективы можно использовать в тех же целях, что и при обычной,- чтобы отдаленный объект казался на пленке достаточно большим.

Элементарная логика вроде бы подсказывает, что с точки зрения стереоэффекта не имеет существенного значения, каково фокусное расстояние используемого объектива - пространственное восприятие ведь зависит от того, с каким базисом ведется съемка...

Так-то, так. Стереоэффект зависит от параллакса на пленке, а параллакс - от базиса. Но не только от базиса!

Чтобы грамотно использовать возможности стереосъемки, нужно немного познакомиться с теорией. Посмотрим прежде всего, как вообще возникает параллакс при стереофотографировании.



На рисунке 34 схематически изображена съемка трех точек. Точки а и с находятся на определенном расстоянии от объективов, точка Ъ в бесконечности, причем точка а расположена между оптическими осями объективов, а точка с - на краю кадрового поля.

Точка Ъ в бесконечности изображена на оптической оси объективов, расстояние между идентичными точками равно стереобазису, в данном случае - 65 мм. Но если бы эта точка находилась в любом другом месте, например на краю кадрового поля, расстояние идентичных точек ее проекции на стереопаре все равно не изменилось бы. В любом случае они остались бы на расстоянии 65 мм одна от другой.

Если направления съемки обоих объективов параллельны, то идентичные точки изображений объектов, находящихся в бесконечности, имеют параллакс, равный нулю. (Если вы встретите, к примеру, выражение параллакс бесконечности равен 65 мм , то это значит, что расстояние между возникающими на стереопаре идентичными точками бесконечно удаленных изображений равно 65 мм...).

Попробуем теперь посмотреть, каков параллакс точки а на негативе и как он зависит от стереобазиса, а также от расстояния до снимаемого объекта и фокусного расстояния объективов.

Расстояние до снимаемого объекта - L

Стереобазис - В

Фокусное расстояние объективов - / Параллакс - Р

Та точка объектива, где лучи света переворачиваются (главный фокус объектива), обозначена буквой О.

Как видите, между плоскостью объекта (объектом здесь является точка а) и плоскостью пленки возникли подобные треугольники с общей точкой в главном фокусе объектива. Вспомним школьную тригонометрию... Там говорится, что отрезок ЪхОх во столько же раз короче отрезка ОхЬу во сколько отрезок ахЪх короче отрезка Ьа.

Поскольку ахЬх это сдвиг точки а на одной стороне стереопары (обозначим его буквой Р), ЬхОх - фокусное расстояние объектива, ОхЬ - расстояние съемки и Ьа - половина стереобазиса, то можно записать, что:

f Р ту /0,55

-- = ---, или Р =---.

L 0,5S L

Такой же сдвиг возникает на второй половине стереопары, следовательно, фактически весь параллакс будет вдвое больше, то есть

p=fB

По второй формуле мы можем вычислить любой из четырех компонентов, если известны остальные три.

Та же формула действительна и по отношению к тем точкам, которые во время съемки не находились между оптическими осями объективов. Взяв за основную точку с, можно получить две другие пары подобных треугольников, только с той разницей, что сдвиг на одной половине стереопары будет больше, чем на другой. Немножко подумайте, и вы поймете, что формула полностью справедлива и для этой точки.