Главная страница » Принципы стереосъемки
Таким образом, параллакс на пленке определяется не только стереобазисом, но и расстоянием съемки, а также фокусным расстоянием объективов. Предположим, что телеобъектив дает такой же эффект, как и простое увеличение. Практически это так и есть. Ясно, что при достаточно большом увеличении становятся заметными и те крохотные параллаксы, которые разрешающая способность глаза на пленке не улавливает. Можно делать все на глаз, а можно опять же обратиться к формуле:
Отсюда вытекает: 1. Чем больше базис и фокусное расстояние при неизменном расстоянии до объекта, тем больше параллакс на пленке. 2. Чтобы получить (при съемке с одного и того же расстояния) на пленке тот же параллакс, что и нормальным объективом (/ обычно около 50 мм), при использовании широкоугольного объектива (/ = 20-38 мм) базис надо увеличивать, а при использовании телеобъектива (/=80-1000 мм) - уменьшать. Съемки с малых расстояний и макросъемку гораздо целесообразнее вести широкоугольным или нормальным объективом, используя промежуточные кольца. Посмотрим теперь, как следовало бы снимать нормальным и телеобъективом, чтобы получить на пленке одинаковый параллакс. Предположим, что вы снимаете нормальным объективом (/ = = 50 мм) какой-то объект с ближайшего из разрешенных таблицей базисов расстояния - 3,25 м базисом 65 мм. тт п В f 65 мм 50 мм л Поскольку Р = ---, то в данном случае Р =-:-- = 1 мм. L J 3250 мм С какого расстояния надо фотографировать объективом, скажем, с 300-миллиметровым фокусным расстоянием, чтобы получить на пленке параллакс в 1 мм? 65 мм 300 мм т ~ ОЛ/ч 1ЛСЛЛ I л с 1 мм =---; L = 65 300 = 19 500 мм = 19,5 м. Можно ли из этого сделать вывод, что, снимая 300-миллиметровым телеобъективом, мы с расстояния 19,5 м получим тот же стереоэффект, как при съемке нормальным объективом с расстояния 3,25 м (между прочим, изображения на пленке по величине будут одинаковыми)?.. Как будто бы можно. Но логика опять-таки подсказывает, что здесь что-то не так. Если объективы заменяют глаза, то ясно, что угол зрения с расстояния 3,25 м не может быть таким же, как и с расстояния 19,5 м (базис-то в обоих случаях одинаковый!)... Запомним это противоречие. Мы к нему еще вернемся. А сейчас посмотрим, каковы границы стереопространства при использовании одного и второго объектива. Ближайшую, границу вы уже знаете - 3,25 и 19,5 м. Дальней границей стереопространства является по вполне понятным причинам та, которая дает на диапозитиве или бумаге еще различимый глазом параллакс, или,
другими словами,- граница определяется разрешающей способностью фотоматериала и глаза (об этом понятии уже шла речь выше). В виде формулы это можно записать так: * min Разрешающая способность глаза у разных людей довольно сильно различается (этим, между прочим, частично объясняется, почему на одного человека стереоизображение производит гораздо более сильное впечатление, чем на другого). Но предположим, пределом является 10 линий/мм. Значит, если параллаксы объектов отличаются на 0,1 мм, то мы, глядя на стереоизображение, еще различаем, что один объект ближе, а другой дальше. Таким образом, минимально допустимый параллакс - Pmin = = 0,1 мм, и при 50-миллиметровом объективе дальняя граница т 65-50 стереопространства соответствует расстоянию съемки £,тах = -тг- = = 32,5 м. Для телеобъектива же эта граница соответствует рас- 65-300 1ЛС стоянию съемки, равному --- = 195 м. Давайте порассуждаем. При нормальном объективе для различения пространства глубиной в 29,25 м (от 3,25 до 32,5 м) мы имеем в наличии 1 мм отклонений параллакса. При телеобъективе для различения пространства с глубиной в 175,5 м (от 19,5 м до 195 м) в наличии также 1 мм. Из одного этого уже ясно, что на кадре, сделанном телеобъективом, невозможно угадать, какой объект расположен ближе - тот, который находится в 160 м, или же тот, который на 10 м дальше (если кроме параллакса для оценки расстояния до объекта нет других исходных данных, скажем, монокулярного стереоэффекта). Вообще, в этом состоит одна из особенностей телеобъектива, который используется для получения весьма интересного эффекта и при моносъемках. Наверняка, вы в кино или на телеэкране замечали такой кадр: по тротуару идет толпа людей, по улице плотным потоком движутся машины. Кажется, что они совсем рядом, приближаются к вам... Десять секунд, двадцать... Вы четко видите, что люди делают шаги, но приблизиться им так и не удается! На стереофотографии такой кадр производил бы впечатление тесно расставленных одна за другой плоских кукол (эффект кулисы), т. е. первые ближе последних, но это и все. Остальное должно компенсировать монокулярное восприятие в сочетании с вашим опытом (кто частично закрывает другого, тот ближе). Так что телеобъектив подходит в том случае, когда вы хотите снять объекты, расположенные на определенном расстоянии один за другим, которые невозможно сфотографировать нормальным объективом. Только, прежде чем им воспользоваться, уясните для себя пределы глубины резкости этого объектива. Возникает вопрос: а почему нельзя в данном случае снимать нормальным объективом? Ведь базис можно соответственно увеличить. Подумаем. Например, вы хотите сфотографировать трех слонов. Одного на
расстоянии 20 м, другого - 90 и третьего - 150 м. По отношению к первому базис должен быть равен 40 см. Снятые с таким базисом все слоны будут объемными, но посмотрите в видоискатель... Первый слон заполняет всю высоту кадра, второй кажется размером примерно с теленка, а третий - с муху... Со слонами проще. Их можно подогнать друг к другу ближе. А что делать, если вместо слонов строения?.. Конечно, если ближний объект заполняет при нормальном объективе весь кадр, то, используя телеобъектив, вы должны отойти на сотню метров дальше, чтобы все объекты вместились в кадр. В результате - подходящие по размерам, но, к сожалению, плоские объекты. Теперь и вспомним противоречие, о котором говорилось раньше. Несмотря на равные параллаксы при использовании телеобъектива, вы получите эффект кулисы. Остается еще попробовать, что получится, если выбрать такой базис, который подходит для нормального объектива при расстоянии до ближайшего объекта в 150-200 м. Итак, базис 3-4 м. Вы сразу заметите, что с параллельными осями съемка невозможна - возникают слишком большие зоны неперекрытия; от того объекта, который получается на краю кадра, на другом кадре не хватает 3-4-метрового куска. Следовательно, нужно фотографировать с конвергенцией. Если же на кадре нужно запечатлеть еще и очень отдаленный фон, на котором есть четко различимые объекты (например, башня, вершина горы), то может случиться, что на одной картине стереопары на фоне будет видна только башня, на другой - только вершина горы. Почему? Это вы поймете, если посмотрите на приведенный ранее рисунок 136, поясняющий возникновение зон неперекрытия при съемке с конвергенцией. Другими словами, вы сделали ошибку, указанную в перечне ошибок под номером 4, т. е. возникают большие параллаксы у объектов в бесконечности. Предположим все-таки, что вы снимали с холма - горизонт не виден, слоны гуляют на совершенно ровном лугу. Сравним теперь снимки, сделанные нормальным и телеобъективом. О первом уже говорилось ( слон - теленок - муха ). Второй вариант - съемка телеобъективом с обычным базисом - даст плоские объекты. Третий вариант (телеобъектив и большой базис) более подходящий, хотя из-за большого базиса придется поступиться эффектом макета. Объекты слишком близки к экрану, и поэтому видно, что они маленькие. При монтаже этот недостаток можно сгладить, уведя объекты дальше от рампы (см. раздел 13), но если снимать с конвергенцией, то эта возможность ограничена. Если вы будете с конвергенцией снимать какой-нибудь незнакомый объект, предварительно взвесьте: не будет ли эффект макета делать снимок непонятным. Итак, при использовании телеобъектива вам надо выбирать, чем поступиться - эффектом кулис или эффектом макета. Мы все несколько преувеличили. Телеобъективом можно делать интересные снимки, на которых ни эффект кулисы, ни эффект макета не очень заметны, во всяком случае не раздражают. Но для этого нужно продумать композицию кадра и вычислить базис.
|