Главная страница » Принципы стереосъемки
ЧАСТЬ 2
13. ПРОЕЦИРОВАНИЕ СТЕРЕОПРОЕКТОРОМ В первой части книги описано проецирование изображения на один экран с помощью двух проекторов. Если вы испробовали этот способ, то заметили, что одного неудобства избежать невозможно, а именно: при демонстрировании почти каждого слайда приходится регулировать положение проектора. Никакие попытки избежать этого результата не дали. Отклонение положения слайда в 1 мм порождает на экране ошибку в 2-5 см. А это требует уже обязательной корректировки. Такая ошибка может возникнуть по разным причинам. Во-первых, при съемке (см. подраздел Уровень на камере ). Во-вторых, при обрамлении слайдов. Практически невозможно обрамить слайды так, чтобы центр каждого точно совпадал с центром окна рамки. В-третьих, боковые зазоры между гнездом рамки и самой рамкой всегда различны, да и сами по себе рамки не всегда одинаковых размеров. При частом регулировании проектора у зрителей быстро устают глаза. Может даже разболеться голова. Ваши предупреждения о том, чтобы во время регулировок гости не смотрели на экран, оказываются безуспешными. Всех интересует процесс превращения двух обыкновенных снимков в один, да еще с эффектом объемности... Итак, вы решили сделать стереопроектор. Прежде всего определите, на какой величины экран вы собираетесь проецировать слайды. Решение должно быть окончательным, потому что потом, после изготовления проектора, переделывать все будет гораздо сложнее. Почему? Об этом позже. Размер экрана. Кроме всего прочего, размер экрана лимитируется и фокусным расстоянием проекционных объективов. Если вы, например, хотите использовать для проецирования кадров, снятых на широкую пленку, объективы с фокусным расстоянием 150 мм, то на экран шириной в 2 м можете рассчитывать только в том случае, если располагаете возможностью установить проектор приблизительно в 5,5 м от экрана.
Чтобы убедиться, возможно ли установить проектор на должном расстоянии от экрана выбранного размера, используйте формулу: L--S~ где / - фокусное расстояние проекционных объективов; L - расстояние от объективов проектора до экрана; Е - ширина возникающего на экране изображения; S - ширина окошка слайдовой рамки (окошко обычно уже кадра на пленке, стандартные рамки для 36-миллиметрового кадра имеют окошки шириной в 34 мм, для 57-миллиметровой - в 53 мм). Если вы исходите из расстояния проектора от экрана и хотите узнать, каким должен быть экран, вам поможет та же формула, только в преобразованном виде: E=SL Разумеется, все величины должны браться в одинаковых единицах измерения. Например. Расстояние от стены до подоконника, на который вы предполагаете установить проектор, 4 м (4000 мм). Фокусные расстояния объективов - 75 мм, ширина окошка рамки - 34 мм. Какой ширины должен быть экран? 34-4000 1010 Е =---=1813 мм. Решайте сами, поместится ли экран таких размеров на вашу стену и обеспечат ли лампы проектора достаточную освещенность такого экрана (проекционные фильтры и очки поглощают в сумме обычно свыше 70 % света). Изображение на экране. Мы привыкли к такому представлению: при взгляде на бесконечно удаленные объекты оптические оси наших глаз параллельны, при взгляде на объекты, расположенные ближе, оси конвергируются. И экран должен как бы создавать для глаз такие же условия, без этого на нем не возникнет правдоподобное объемное изображение. И действительно, в стереокино это допустимо. Однако когда мы имеем дело с маленьким экраном, смотреть на который приходится с гораздо более близкого расстояния, чем на киноэкран, возникают определенные трудности со следованием этому канону. Но об этом ниже. Пока посмотрим, что происходит на экране, когда на него стереопроектором с параллельными оптическими осями и базисом в 65 мм проецируют стереопару, расстояние между центрами отдельных снимков которой тоже 65 мм, как и базис проекционных объективов. Рассмотрим рисунок 35. Лучи, проходящие через объективы О, и 02 (обозначим их а, и а2), определяют точку а, которая во время съемки находится ближе всего к аппарату; лучи dx и d2 - идентичные точки объекта, находящегося в бесконечном удалении; лучи Ъх и &2 а также сх и с2 - промежуточные точки b и с. Все это вам знакомо уже по рисунку 19. Но теперь рассмотрим, как кажущееся расположение этих точек относительно экрана зависит от размеров экрана, а точнее, от размеров спроецированного на экран кадра.
при одинаковом базисе между центра-Рис. 35. Проецирование ми слайдовых рамок на экраны разной величины и проекционных объективов Мы можем точки Ох и 02 на том же рисунке рассматривать то как объективы, через которые проходят световые лучи, то как глаза (S, и S2) наблюдателя, воспринимающие отразившиеся от экрана лучи. Как видите, одна и та же точка (кроме точки, находящейся в бесконечности) может оказываться то на экране, то перед ним, то позади него, в зависимости от того, как далеко расположен экран от проектора. (Разумеется, предполагается, что проекционные объективы одни и те же). Мы видим также, что как бы далеко ни располагался экран, кажущееся расстояние от нас до изображения не меняется, хотя точка Ь на первом экране (Ех) будет находиться в плоскости рампы, а спроецированный на более отдаленный экран (Е2) - перед экраном. Точка с в одном случае будет позади экрана, в другом - перед ним. Как будто бы все ясно. Но если вы и на самом деле попробуете таким образом проецировать, то заметите, что не всегда достигается нужный эффект, да и, кроме того, быстро устают глаза (чем меньше экран, тем сильнее). А если на экран наклеить черную рамку, которая будет скрадывать с обеих сторон по крайней мере по 65 мм проецируемых снимков, то получите то изображение, какое и замышляли по схеме. Но глаза, тем не менее, будут уставать. Помимо всего, на некоторых снимках заметите нечто странное - объекты, сфотогра-
|