Главная страница » Принципы стереосъемки
фированные с близкого расстояния, а потому долженствующие быть перед экраном, не выйдут из экрана, если они находятся на краю кадра и видны только частично. Мистика?.. Нет, оптика (ибо глаз - оптический инструмент) плюс психология. Однако посмотрим, почему на экране черное обрамление изменило картину. Вглядитесь в рисунок 36. Предположим, что проецируемый стереослайд смонтирован из кадров 6X6 см, базис проекционных объективов равен 65 мм, центры кадров отстоят один от другого на 65 мм, рамка такова, что позволяет проецировать целиком весь кадр. Точки а, и а2 обозначают центры кадров стереопары, Ь, и Ь2 - возникающие на экране точки изображений объектов, снятых с близкого расстояния. Первой видим проекцию без увеличения, затем при двукратном увеличении и последней - при пятикратном. Если проследить, что за точками Ъ, и Ь2> станет ясно, как возникает на экране отрицательный параллакс. Но сейчас нас интересует другое. Уже по схеме видно, что при любом увеличении с двух сторон будут оставаться 65-миллиметровые полоски (зоны неперекрытия), один кадр на экране по отношению к другому окажется смещенным на 65 мм. Вспомним первый вариант (рис. 35) - вся картина вместе с зонами неперекрытия была видна на экране. Но на экран мы смотрим через очки-фильтры, каждый глаз видит только свою картину и воспринимает экран так, как будто снимки на нем смонтированы неправильно, и попросту корректирует ошибку, на что требуются определенные усилия. Помните, то же самое происходило в стереоскопе при ошибках монтажа. Или, другими словами: глаза видят два одинаковых снимка-квадрата и монтируют их, накладывая один на другой. Если же экран обрамлен черной рамкой, скрывающей зоны неперекрытия, то глаза видят два прямоугольника, уже как будто наложенные один на другой. Напрягаться не надо, и мозг принимает параллаксы такими, какие они есть на экране. Остается ответить еще на три вопроса. 1. Увидим ли мы на экране, не обрамленном черным, все объекты перед экраном? (Действительно, если глаза сдвигают две картины в одну, то у объектов в бесконечности параллакс на экране должен вообще отсутствовать, а все остальные объекты должны иметь отрицательный параллакс.) 2. Так почему же глаза все-таки устают, когда на экране черная рамка (ведь для сдвигания картин напрягаться не надо)? 3. Почему же не появляются перед экраном те объекты, которые разрезают край кадра, хотя теоретически они должны там быть? На первый вопрос лучше всего отвечает практика. Авторы имели возможность экспериментировать со стереопроектором НИКФИ - научно-исследовательского кинофотоинститута, позволяющим в значительных пределах сдвигать картины одна по отношению к другой. Как ни странно, но почти невозможно воспринимать все объекты перед экраном даже в том случае, если совместить изображения бесконечно удаленных объектов и даже придать им большой отрица-
тельный параллакс! Положение объектов по отношению к экрану хотя и меняется, но далеко не настолько, насколько можно было рассчитывать по схеме. Причина - чисто психологического характера. Экран - это то же окно. Но мозг точно знает, что может и чего не может быть видно в окно. Одновременно это ответ и на третий вопрос: объект, так сказать, располовиненный, никак не может быть ближе кадровой рамки на экране, он просто должен быть за экраном. Это обстоятельство непременно нужно учитывать еще при съемке. А теперь ответ на второй вопрос: почему глаза устают, несмотря на черное обрамление на экране? Причина в следующем: экран на стене комнаты мы рассматриваем с расстояния в 2-3 м. Аккомодация глазных хрусталиков, соответствующая этому расстоянию, отлична от соответствующей конвергенции при рассматривании объектов в бесконечности. Поэтому при разглядывании объектов, имеющих ортодоксный параллакс бесконечности 65 мм, глаза и устают. Вспомните, зачем в стереоскопе нужны были линзы - не только для увеличения изображения, но и для устранения несоответствия конвергенции и аккомодации. В фотоаппарате при нормальном объективе, настроенном на резкость 20 м, будут резкими и объекты в бесконечности. Аккомодация глазных хрусталиков также позволяет при настройке их на определенное расстояние четко различать и более удаленные объекты, но это определенное расстояние в любом случае больше 2-3 м. В стереокино, правда, параллаксы бесконечности бывают и 65 мм, но первый ряд от экрана значительно дальше двух метров. Вполне возможно (по вышеуказанным причинам даже желательно) при маленьком экране уменьшать экранный параллакс бесконечности. Это обеспечивается при склейке или (если, например, сте-реослайды получены стереофотоаппаратом и вы не желаете слайды перемонтировать) положением проекционных объективов. Принцип рамка в рамку . Из сказанного выше вытекает: спроецированные на экран контуры окошек в слайдовых рамках должны как можно точнее совмещаться, т. е. рамка точно накладывается на рамку. Значит, если вы установите в проектор пустую слайдовую рамку и снимете очки-фильтры, то должны увидеть на экране не два сдвинутых одно по отношению к другому светлых пятна, а одно, имеющее форму кадра на пленке. Для этого сперваустановите: а) какой базис будет у оптических осей светоблоков вашего стереопроектора; б) насколько близко можно при необходимости свести оптические оси проекционных объективов, что зависит от диаметра тубусов (тубус - металлическая трубка, в которой помещаются линзы объектива); в) на экран каких размеров вы собираетесь проецировать. Следовательно, вы уже должны иметь детали для изготовления проектора, но к самому изготовлению приступать рановато. Опыт показывает, что очень сложно получить базис светоблоков меньше 65 мм. Конденсаторные линзы объективов, применяемые в обычных проекторах (для кадра 24x36 мм), в большинстве своем круглые, диаметром в 56-70 мм. Можно добиться довольно небольшого межцентрового расстояния, если срезать линзы по хорде, но это дело очень хлопотное и требует большой точности.
Схема 1 Схема 2 Схема 3 Рис. 37. Изображения рамочных окошек на экране Надо еще запомнить, что: - чем меньше оптический базис светоблоков, тем ближе одно к другому можно прорезать окошки в слайдовой рамке, рамка будет компактнее и красивее; - чем меньше оптический базис светоблоков, тем ближе одна к другой окажутся проецирующие лампы и тем труднее будет их охлаждать; - чем меньше оптический базис светоблоков, тем меньшего диаметра объективы можно использовать, но, как правило, светосила объективов зависит от их диаметра (хотя не только от диаметра); - чем больше оптический базис светоблоков, тем дальше надо разносить и центры снимков стереопары. Слайдовая рамка получится длинной и узкой, между окошками рамки будет слишком большой промежуток. Предположим, что оптический базис равен 65 мм. Как обеспечить на экране принцип рамка в рамку ? Посмотрите на рисунок 37. D - светоблок проектора, О, 02 - объективы, стереорамка, аЬ - проекция на экран левого кадра, ахЬх Sx - S2 - - проекция на экран правого кадра, dx и d2 - центры окошек слайдовой рамки, с и С] - проекция центров рамочных окошек на экран, Е - плоскость экрана. Первая схема на рисунке изображает уже описанный случай: у центров рамочных окошек такой же базис, как и у проекционных объективов. О недостатках такой проекции уже говорилось. На второй схеме показана одна из возможностей, как обеспечить соблюдение принципа рамка в рамку - оптические оси объективов и светоблоков совпадают, но центры окошек слайдовой рамки выведены с этих осей.
|