Главная страница » Принципы стереосъемки
На третьей схеме расстояние между центрами окошек слайдовой рамки равно базису оптических осей проектора; оптические оси объективов хотя и параллельны оптическим осям светоблоков и находятся в одной горизонтальной плоскости, но имеют меньший базис. В обоих случаях требование рамка в рамку удовлетворяется. Возможен и третий вариант - сделать проектор так, чтобы оптические оси его светоблоков были не параллельны, а несколько конвергированы. Однако этот способ обладает рядом недостатков, начиная уже с того, что такой проектор сложнее делать. Из двух способов (схемы 2 и 3) предпочтение надо отдать первому. Если отвести оптические оси объективов слишком далеко от осей светоблоков, на экране могут возникнуть нежелательные отражения, блики. На практике этого все же бояться не надо, ибо для достижения нужного результата достаточно сдвинуть объективы на несколько миллиметров. Как явствует из схем, все зависит от положения объективов по отношению к слайдовой рамке (или наоборот), фокусного расстояния объективов и расстояния до экрана. Обозначим искомое различие между базисом объективов и расстоянием между центрами окошек слайдовых рамок буквой Р, фокусное расстояние объективов буквой f, расстояние от объективов до экрана буквой L и базис объективов буквой Б. Посмотрите на схему 2. Предположим, что ваши объективы имеют фокусное расстояние 85 мм, расстояние между объективами (базис) - 65 мм и расстояние до экрана - 3000 мм (3 м). 85- 65 л ол р = -зооб- = 184 мм Значит, если расстояние между оптическими осями объективов 65 мм, то расстояние между центрами слайдовых рамок должно быть на 1,84 мм больше, то есть - 66,84 мм. Практически та же формула может быть применена и в случае, если вы решите использовать возможность, указанную на третьей схеме,- базис объективов надо сократить чуть меньше чем на 2 мм. На практике проще всего делать так: если хотите применить первый способ, отрегулируйте светоблоки и объективы, но пока не крепите магазин для слайдов к светоблоку. Наклейте на кусок стекла половинку слайдовой рамки с одним окошком (если ваш съемочный комплект предназначен для кадров 24X36 мм и 60x60 мм, можете использовать имеющиеся в продаже готовые монорамки). Держите стекло с рамкой в том же месте, где будет магазин для слайдов, так, чтобы окошко было за одним, например левым, объективом. Затем возьмите вторую половинку рамки (или вторую рамку для монослайда), найдите для нее положение, при котором на экране была бы рамка в рамку , и наклейте ее тоже на стекло. Теперь вы располагаете трафаретом со строго определенным положением окошек, и по нему не трудно изготовить другие рамки. Если вы найдете способ соеди-
нения в стереорамку двух продающихся в магазинах монослайдовых рамок (это требует некоторой изобретательности), то не потребуется вырезать окошки в картоне. И все же результат рекомендуется проверить с помощью проектора, потому что размеры купленных рамок могут в пределах 1-2 мм колебаться. Чем это оборачивается на экране, не стоит напоминать. Монорамки для кадров 6X6 см имеют внешний размер 7X7 см. Если хотите сделать из них стереорамку, желательно принять это во внимание уже при изготовлении проектора и выбирать для светоблоков базис, исходя из расстояния между центрами рамочных окошек. При использовании приведенного на третьей схеме способа закрепите слайдовую кассету на блоке, поместите в кассету точно изготовленную слайдовую рамку, а затем найдите правильное положение объективов. Фотоаппарат Спутник дает для диафильма стереопару, которая не требует ни монтажа, ни обрамления. Слайдовую пару можно поместить между двумя стеклами. Если есть желание одну и ту же пару рассматривать то на экране, то через стереоскоп, можно изготовить стереоскоп, переворачивающий перспективу, который предлагают А. Г. Болтянский и Н. А. Овсянникова. Принципу рамка в рамку в данном случае следовать не желательно, а то объекты в бесконечности навсегда останутся в плоскости рампы. Если бы не действовали психологические факторы, о которых уже говорилось, объекты в бесконечности мы видели бы прямо на экране, а все остальные - перед экраном. Поэтому надо выбрать какой-то определенный экранный параллакс для объектов в бесконечности. Каков должен быть этот параллакс, зависит от размеров экрана, точнее, от того, на каком расстоянии от экрана вы обычно находитесь при просмотре (чем больше экран, тем дальше от него, как правило, следует находиться). Практика показывает, что при экране шириной в 2 м пригоден параллакс бесконечности в 40-50 мм, при метровом экране - 30-40 мм. Параллакс регулируется способом, показанным на третьей схеме. Разумеется, при регулировке объективов в слайдовой кассете должен находиться сделанный стереофотоаппаратом контрольный слайд, на котором видны объекты в бесконечности. Экран обязательно должен иметь черное обрамление, скрывающее экранные зоны неперекрытия (ведь принципу рамка в рамку вы не следовали). И вот рекомендация, которая покажется неожиданной: разрежьте все-таки и слайды, снятые стереофотоаппаратом, обрамляйте и монтируйте их заново! Последовать этой рекомендации или нет, решайте после того, как внимательно прочтете подраздел Плоскость рампы . Конечно, изготовление рамок и монтаж - большая работа и лучше избежать ее, но с помощью монтажа вы можете в довольно широких пределах менять пространственную картину, от чего в противном случае неизбежно пришлось бы отказаться. На неразрезанном слайде всегда на плоскости экрана будут объекты, снятые с одного, строго определенного расстояния. Экранный параллакс бесконечности. Итак, окна рамки стереопары при соблюдении принципа рамка в рамку дают на экране совпадающие контуры. Если снимки делались с параллельными оп-
тическйми осями, а центры кадров (слайдов) при монтаже точно совместились с центрами окошек рамки, экранный параллакс объектов в бесконечности будет равен нулю - на экране совпадут и идентичные изображения объектов в бесконечности. Зато все остальные объекты будут проецироваться с отрицательным параллаксом. Похоже, что из одной крайности мы ударились в другую - сначала проблема заключалась в том, что параллакс бесконечности, равный 65 мм, при просмотре снимков очень утомляет глаза, а теперь он и вовсе отсутствует! Что делать? Проще всего поначалу вообще забыть о параллаксе бесконечности. Смонтируйте стереопару так, чтобы самый важный объект оказался в плоскости экрана, то есть, чтобы изображения этого объекта на экране совпадали. Как это сделать, вы узнаете из подраздела Плоскость рампы . Каким окажется при этом параллакс бесконечности, особого значения не имеет, разумеется, кроме случая, когда он превышает максимально допустимый - 65 мм. Но это может произойти, если вы вообще не думали во время съемки о том, что должно быть перед экраном, что на экране, что за ним, и теперь во время монтажа пытаетесь насильно отодвинуть снятые с близкого расстояния объекты. (Разговор о том, как снимать, чтобы желаемое положение изображения по отношению к экрану было в любом случае обеспечено, еще будет). Рекомендуется также аппараты съемочного комплекта конвергировать, заставить их смотреть внутрь . Теперь изображения той точки в бесконечности, которая при параллельных съемочных осях оказалась бы в центре кадров, сдвинулись несколько в сторону: в левом аппарате - направо, в правом - налево. Если слайды смонтировать так, чтобы центры кадров совпадали с центрами окошек рамки, и спроецировать такую стереопару на экран, изображение точки в бесконечности на экране окажется сдвинутым, что и создаст параллакс бесконечности. Насколько должны быть аппараты конвергированы? Ответ прост: еле заметно. Как вы уже знаете, параллакс бесконечности - далеко не самая важная категория. Но если хотите, то при конвергенции аппаратов сможете получить на экране любой параллакс бесконечности и тогда, когда центры отдельных кадров и рамочных окошек совпадут. В разделе Еще раз о съемке анаглифов вы найдете по аналогии все исходные точки, чтобы сконвергировать аппараты ровно настолько, насколько необходимо для получения желаемого параллакса бесконечности на пленке. Если же при монтаже вы будете следовать принципу: самый важный объект должен находиться в плоскости экрана, то получите одинаковый экранный параллакс бесконечности независимо от того, снимали ли вы с параллельными оптическими осями или с конвергенцией. Основное преимущество в работе с конвергированными аппаратами заключается в том, что таким образом можно уменьшить (по крайней мере, при съемке объектов среднего плана) возникающие зоны неперекрытия. Кстати, ни один способ не дает полной гарантии против возникновения зон неперекрытия. Единственно, что можно рекомендовать в этом случае: снимать так, чтобы все важнейшие, особенно светлые,
|