Главная страница » Принципы стереосъемки
яркие изображения объектов на слайде хоть на 2-3 мм отстояли от края кадра. К сожалению, не всегда удается соблюсти это требование, ведь композиция требует своего. Плоскость рампы. При проецировании важнейшую роль играет экран - плоскость, по отношению к которой мы воспринимаем кажущееся местонахождение объекта. Как вы заметили, с экранной плоскостью надо считаться еще до того, как началось изготовление проектора, тем более в момент съемки и при монтаже стереопары. В теоретической литературе эту плоскость называют плоскостью рампы. На плоскости рампы находятся те объекты, у которых нет экранного параллакса, то есть объекты, изображения которых на экране сливаются. Но стоит отодвинуть или приблизить экран, как возникает нежелательный параллакс не только объектов, которые до сих пор находились в плоскости рампы (с чем порой можно примириться), но и в контурах окошек в слайдовых рамках (что совсем нежелательно, так как нарушается принцип рамка в рамку ). Если вы не хотите перемонтировать уже готовые стереорамки, учтите, что вам придется мириться с однажды выбранным размером экрана, на который вам не удастся проецировать, скажем, уменьшенный кадр, если только конструкция вашего проектора не позволяет менять базис проекционных объективов. Только это позволяет при любом экране обеспечивать соблюдение принципа рамка в рамку , благодаря чему достигается одинаковая плоскость рампы уже смонтированных слайдов. Обычно стремятся именно к тому, чтобы в плоскости рампы находился самый важный объект. Разумеется, за исключением архитектурного, потому что строение в плоскости рампы неизбежно создает эффект макета. Теперь посмотрим, какую роль играют в обеспечении плоскости рампы (и экранного параллакса бесконечности) те несколько миллиметров кадра на пленке, которые остаются в тени слайдовой рамки. Взгляните еще раз на рисунок 37. На схемах 2 и 3 точки с и сх совпадают. Значит, все объекты, идентичные точки которых на слайде были бы на расстоянии, равном расстоянию точек с и сх, дали бы на экране плоскость рампы. Но если те же точки (при склейке слайдов) разместить так, чтобы они на схеме 2 совпадали с оптическими осями проектора, а на схеме 3 - с оптическими осями объективов, то на экране возник бы положительный параллакс этих точек, равный (согласно схеме 2) оптическому базису проектора или базису объективов (согласно схеме 3). Конечно, сдвиг зависит от фокусного расстояния объективов и расстояния между проектором и экраном (то есть, в конечном счете, от коэффициента увеличения), но, как вы видели при обеспечении соблюдения принципа рамка в рамку , этот сдвиг в большинстве случаев измеряется несколькими миллиметрами. Было показано, что происходит в том случае, если центры слайдов смонтировать на несколько миллиметров ближе один к другому. Но ведь рамка позволяет и обратное - смонтировать центры слайдов так, чтобы они были на 2-3 мм дальше один от другого, чем центры окошек рамки. В таком случае у точек, которые раньше были бы на плоскости рампы, возникают отрицательные параллаксы, и изображения кажутся находящимися где-то на полпути от зрителя до экрана.
Предположим, что съемка велась с параллельными оптическими осями. Как мы заметили, миллиметры, остающиеся в тени окошек рамки, позволяют поместить в плоскость рампы изображение практически любого объекта (начиная с объектов в бесконечности), параллакс которого на пленке не превышает 2 мм при кадре 24x36 мм и 4 мм при кадре 6x6 (фактически 57x57 мм, а окошко стандартной рамки имеет размеры 53x53 мм). Какому минимальному расстоянию съемки это соответствует, вы можете вычислить по формуле: L = ±L. Вспомним: при съемочном комплекте из двух фотоаппаратов Любитель В = 100 мм, f = 75 мм, Р = 4 мм. То есть, L = 1QQ 75 = = 1875 мм = 1,88 м; у двух Смен В = 116 мм, / = 40 мм, Р = 2 мм. L = 116 40 =2320 мм = 2,32 м. 2 А при съемочном комплекте из двух фотоаппаратов ФЭД-Мик-рон , соединенных донышками, Б =65 мм, /=30 мм, Р = 2 мм. L =---= 0,98 м. Эти расстояния не зависят от размеров экрана. Но может случиться, что максимально используя возможность сдвига слайдов, вы получите недопустимо большой экранный параллакс объектов в бесконечности. Поэтому, снимая объекты, которые вы хотите потом видеть на плоскости рампы, нужно выбирать такую дистанцию, при которой расстояние до объектов не превышает определенных пределов. Таким пределом является сдвиг, вычисленный нами при обеспечении соблюдения принципа рамка в рамку . Другими словами, минимально допустимую съемочную дистанцию диктует параллакс на пленке, дающий на экране параллакс в 65 мм. А это зависит от размеров экрана. Предположим, что ваш экран предназначен для 35-кратного увеличения. В таком случае 65-миллиметровый параллакс на экране создается при 1,86-миллиметровом параллаксе на пленке (1,86X35). Таким образом, если в кадре есть объекты в бесконечности, вы можете слайды смонтировать так, чтобы на экране в плоскости рампы оказался объект, параллакс которого на пленке не превышает 1,86 мм (хотя рамка позволяет поместить в плоскость рампы изображения объектов, параллакс которых 2 или 4 мм). В наших примерах это означало бы ширину экрана в 119 см (35 умножить на ширину окошка - 34 мм) и минимальное расстояние съемки в 2,49 м (L при Р=1,86 мм) (для Смен ), экран шириной в 185,5 см (35X53 мм) и расстояние в 4,03 м (для Любителей ) и экран шириной 77 см (35X22 мм) и расстояние в 1,05 м (для ФЭ Д-Микронов ). Но если вы поместите в плоскость рампы изображения объектов, снятые точно с такого расстояния, объекты в бесконечности будут иметь максимальный параллакс - 65 мм. На маленьком экране, как вы уже знаете, это утомляет глаза.
Чтобы уменьшить параллакс объектов в бесконечности, при съемке надо удалиться от выбранного для плоскости рампы объекта немного дальше вычисленного минимального расстояния. Вторая возможность - избегайте появления в кадре (если обязательно хотите увидеть в плоскости рампы близкорасположенные объекты) объектов в бесконечности. Рассмотрим первую возможность. Предположим, что вы хотите получить экранный параллакс объектов в бесконечности не 65, а 50 мм. При экране с увеличением в 35 раз это соответствует параллаксу на пленке уже не 1,86 мм (65:35), а 1,43 мм (50:35). В / По формуле L = найдете новое съемочное расстояние для объектов, изображения которых надо поместить в плоскость рампы. L = 11j64° = 3,24 м (для Смен ). L = 105 = 5 24 м (для Любителей ). 65 30 L = -j-jg- = 1>36 м (для ФЭД-Микронов ). Однако поскольку сфотографированные с такого расстояния объекты будут на экране размером меньше половины их натуральной величины, то возникнет эффект макета. Во-вторых, при таком расстоянии съемки для размещения в плоскости рампы трудно найти для композиции более ближние (с отрицательным параллаксом) объекты, изображения которых рамка не стала бы оттеснять назад хотя бы частично (комплект из ФЭД-Микронов - исключение из-за маленьких В и /). Если оба эти обстоятельства вас не смущают, то больше голову ломать не надо. В кадре могут оставаться любые объекты. Если же вы не хотите вводить в плоскость рампы изображения объектов, расположенных ближе, надо выбрать такую композицию, чтобы разность параллаксов между объектом в плоскости рампы и наиболее удаленным не превышала 1,43 мм. В таком случае экранный параллакс наиболее удаленного объекта будет равен 50 мм (выбранному вами максимальному положительному экранному параллаксу). В f В f Используя формулы Р = -- и L = ---, вы можете легко со- Li Р ставить для себя таблицы, которые очень помогут вам при съемке. С помощью первой формулы вы определите параллакс объекта, который намечаете ввести в плоскость рампы. Чтобы найти максимально допустимый параллакс наиболее удаленного объекта, вычтите из параллакса объекта в плоскости рампы критический параллакс (в данном случае 1,43 мм). На основе максимально допустимого параллакса наиболее удаленного объекта с помощью второй формулы вычислите соответствующее этому параллаксу расстояние съемки.
|