Главная страница » Принципы стереосъемки


Таблица 3

ЗАВИСИМОСТЬ ДАЛЬНЕГО ПРЕДЕЛА СЪЕМКИ ОТ ЗАДАННОГО

Расстояние до объекта, снимаемого для плоскости рампы (Lr), м

Параллакс, мм

Максимально допустимый параллакс наиболее удаленного объекта, мм

Соответствующее этому параллаксу расстояние съемки,м

Для комплекта

Смен при В = 116, / = 40, #э = 35, РЭтах = 50 мм

3,24

1,43

1,54

0,11

42,18

1,85

0,42

10,94

2,32

2,02

0,57

8,17

Для комплекта Любителей при В -

= 100, / = 75, Кэ = 35, Р9тях = 50 мм

5,24

1,43

0,07

107,14

1,66

0,23

32,6

1,88

0,45

16,66

2,14

0,71

10,56

1,07

1,57

4,77

1,88

2,57

2,92

Для аппаратов ФЭД-Микрон при В

= 65, / = 30, Кэ =

35, Рэтах = 50 мм

1.361

1,43

0,07

27,86

1,63

9,75

1,77

0,34

5,74

0,98

2,02

0,57

3,43

Все вышеприведенные расчеты действительны, само собой разумеется, только в случае, если съемка ведется комплектом аппаратов с параллельными оптическими осями.

Теперь посмотрим, что получится, если снимать конвергированными аппаратами.

Предположим, вы конвергировали аппараты так, чтобы объекты в бесконечности имели экранный параллакс, равный 50 мм именно тогда, когда центры слайдов совпадают с центрами окошек рамки.

Теперь картина на экране выглядит точно так, как в случае, если бы вы ввели в плоскость рампы изображения объектов, снятых параллельными аппаратами с расстояния в 3,24 м (если съемка ведется аппаратами Смена ).

1 Объекты более удаленные можно ввести в плоскость рампы без затруднений.

2 Большего не позволяет рампа.



Для расчета допустимого расстояния до наиболее удаленного объекта, как и для прочих расчетов, можно пользоваться приведенной выше таблицей 3. Разница только в том, что теперь при склейке можно ввести в плоскость рампы и те объекты, которые сняты ближе чем с 2,32 м. Но особой практической ценности это не имеет - допустимый наиболее удаленный объект будет слишком близко.

Зачем тогда вообще конвергировать аппараты?

Для того, чтобы уменьшить зоны неперекрытия объектов среднего плана на краю кадра. Если учесть, что именно средний план обычно вводится при склейке в плоскость рампы, то это весьма существенное преимущество.

Итак, при склейке вы можете ввести в плоскость рампы почти любой объект. Другой вопрос - всегда ли это дает желаемый эффект.

Уже композиция снимка диктует, какой объект можно помещать в плоскость рампы, а какой нет (вспомните отталкивающее воздействие рамки). Если же композиция и позволяет ввести в плоскость рампы отдаленные объекты, то не забудьте учесть как эффект макета, так и эффект кулисности.

Допустим, что вы сняли летящий самолет и монтируете снимки так, чтобы изображение было в плоскости рампы. Прежде всего - каков базис съемки? Если обычный - в пределах 65-150 мм, то вы получите на экране совершенно плоское изображение самолета. Базис не соответствует съемочному расстоянию. Если к тому ж вы еще снимали и нормальными объективами, то изображение на экране будет совсем маленьким, т. е. в результате получается как бы наклеенная на экран крохотная фотография самолета.

Как нужно было поступить, чтобы получить объемное изображение самолета,- к этому мы вернемся в разделе Отрицательный экранный параллакс .

А теперь еще раз вспомним о тех, кто имеет фотоаппарат Спутник . Может, вы уже подумали и решили все-таки разрезать и перемонтировать полученную слайдовую пару? Если нет, то посмотрим, какие возможности остаются.

Этим самым вы навсегда определили экранный параллакс для изображения бесконечно удаленных объектов, а вместе с ним и постоянное расстояние для съемки, при котором при проекции изображения объект будет находиться на экране в' плоскости рампы.

Полученная с помощью Спутника стереопара не нуждается в обрамлении - рамой служит неосвещенный край пленки. Так что при 35-кратном увеличении, например, экран должен быть шириной уже не 53x35 мм, а 57x35 мм. Но еще надо учесть черную рамку, задача которой скрыть на экране зоны неперекрытия. Такая зона возникает на обоих краях экрана. Ее ширина равна выбранному вами экранному параллаксу бесконечности. Полезная ширина экрана будет равна расчетной (здесь 199,5 см) минус двойной параллакс бесконечности.

Предположим, вы смонтировали объективы относительно центров слайдов так, что экранный параллакс бесконечности равен 50 мм. Значит, и теперь и впредь вы увидите в плоскости рампы то, что снято с расстояния в 5,25 м. Все, что ближе, окажется перед экраном, что дальше,- за экраном.



Формула для вычисления этого расстояния такова:

т В f - К

L--Р-

где В - съемочный базис,

/ - фокусное расстояние объективов, К - коэффициент увеличения изображения при проекции на экран,

Р - параллакс, установленный вами для изображения объектов

в бесконечности на экране. Отрицательный экранный параллакс. Один из интереснейших, без сомнения, приемов - вынесение изображения в предэкранную зону. Но здесь нелишне напомнить: перед экраном можно помещать изображения только тех объектов, которые воспринимаются там естественно, т. е. тех, которые действительно могли бы оказаться в комнате, если бы на месте экрана оказался оконный проем. Напомним еще, что не всегда дело только в том, кажется ли объект перед экраном естественным или нет. Иной раз экран просто отбрасывает объект, несмотря на отрицательный экранный параллакс.

Найдя объект, который композиция позволяет вывести перед экраном, вы наверняка захотите узнать, как далеко от экрана будет этот объект восприниматься.

Допустим, что вы снимали со спины рыболова с удочкой на плече. Если вы смонтируете слайдовую пару так, чтобы рыболов был в плоскости рампы, удочка в любом случае будет выступать с экрана, как бы далеко ни был от вас рыболов при съемке. Но возникающий эффект будет различным в зависимости от съемочного расстояния.

Прежде всего, несколько общих правил.

Кажущееся расстояние от зрителя до объекта зависит от местонахождения зрителя по отношению к экрану.

Так, зритель видит изображение с 65-миллиметровым отрицательным параллаксом на половине расстояния от него до экрана независимо от того, на каком расстоянии от него экран. Поэтому кажущееся расстояние от зрителя до изображения выражается не в метрах-сантиметрах, а в процентах. Обычно используется процент от экрана до изображения, а не от изображения до зрителя. Например, при 21,66-миллиметровом отрицательном параллаксе говорят: Изображение выведено в зал на 25 процентов . Это означает, что при взгляде на экран с расстояния 4 м изображение будет казаться находящимся в 1 м от экрана (предполагается, что расстояние между зрачками глаз зрителя - 65 мм), а если смотреть с расстояния в 10 м, то в 2,5 м от экрана.

Процент выноса с экрана в зал зависит только от величины отрицательного параллакса и не зависит от размеров экрана.

Но все же ширина экрана накладывает определенные ограничения - нельзя же, к примеру, на экран шириной в 1 м проецировать изображения с полутораметровым отрицательным параллаксом! Такие большие параллаксы не используются даже в стереокино. Практически объект выводится в зал не более чем на 90 % расстояния от экрана. Этому соответствует 585-миллиметровый отрицательный параллакс.