|
Главная страница » Принципы стереосъемки
Окончание табл.5 | 4,5 м | 4 м | 3,75 м | 3,5 м | 3,25 м | 3 м | 2,75 м | 2,5 м | 2,25 м | 2 м | 1,75 м | 1,5 м | 1,25 м | 1 м 7,5 мм | 4 м (Р = = 1,88 мм) | | | 0,12 | 0,26 | 0,43 | 0,62 | 0,85 | 1,12 | 1,45 | 1,87 | 2,41 | 3,12 | 4,12 | 5,62 | 3,75 м (Р = = 2,00 мм) | | | | 0,14 | 0,31 | 0,50 | 0,73 | 1,00 | 1,36 | 1,75 | 2,29 | 3,00 | 4,00 | 5,50 | 3,5 м (Р = = 2,14 мм) | | | | | 0,17 | 0,36 | 0,59 | 0,86 | 1,19 | 1,61 | 2,15 | 2,86 | 3,86 | 5,36 | 3,25 м (Р = = 2,31 мм) | | | | | | 0,19 | 0,42 | 0,69 | 1,02 | 1,44 | 1,98 | 2,69 | 3,69 | 5,19 | 3 м (Р = = 2,50 мм) | | | | | | | 0,23 | 0,50 | 0,83 | 1,25 | 1,79 | 2,50 | 3,50 | 5,00 | 2,75 м (Р = = 2,73 мм) | | | | | | | | 0,27 | 0,60 | 1,02 | 1,56 | 2,27 | 3,27 | 4,77 | 2,5 м (Р = = 3,00 мм) | | | | | | | | | 0,33 | 0,75 | 1,29 | 2,00 | 3,00 | 4,75 | 2,25 м (Р = = 3,33 мм) | | | | | | | | | | 0,42 | 0,96 | 1,67 | 2,67 | 4,17 | 2 м (Р = = 3,75 мм) | | | | | | | | | | | 0,54 | 1,25 | 2,25 | 3,75 | 1,75 м (Р = = 4,29 мм) | | | | | | | | | | | | 0,71 | 1,71 | 3,21 | 1,5 м (Р = = 5,00 мм) | | | | | | | | | | | | | 1,00 | 2,50 | 1,25 м (Р = = 7,50 мм) | | | | | | | | | | | | | | 1,50 |
объекта помещено в плоскость рампы. В своей таблице вы можете заменить отрицательный параллакс на пленке экранным параллаксом. Для этого нужно приведенный в таблице параллакс на пленке умножить на коэффициент увеличения при проекции. Как пользоваться таблицей? Вспомним приводившееся задание. Коэффициент увеличения экрана 35, конец удочки выдается над плечом рыболова на 1,5 м. С какого расстояния надо сфотографировать рыболова, чтобы поместить его в плоскость рампы, а конец удочки выдавался с экрана на 75 %? Пользуясь таблицей 4, находим, что желаемый эффект требует отрицательного параллакса на пленке в 5,57 мм. Теперь по таблице 5 надо найти такое съемочное расстояние (до рыболова), чтобы полутораметровое расстояние между объектами соответствовало желаемому отрицательному параллаксу на пленке. Как видите, решить поставленную задачу не так-то просто, если вы не хотите, чтобы конец удочки оказался нерезким. Минимальное
съемочное расстояние, которое еще можно принимать во внимание, примерно 1 м. Так что рыболова надо будет снимать с расстояния в 2,5 м. Отрицательный параллакс на пленке будет равен 4,75 мм. По таблице 4 вы определите, что соответствующий этому выход в зал чуть-чуть превысит 70 %. Кроме того, надо продумать все, что связано с глубиной резкости: какой должна быть диафрагма и какую выбрать дистанцию наводки на резкость. Эта тема затрагивалась в первой части книги. Рассмотрим и вторую задачу: насколько для достижения того же эффекта (75%) должен выдаваться над плечом рыболова конец удочки, если фотографируемый в плоскость рампы рыболов снят с расстояния в 4,5 м. По таблицам 4 и 5 можно подсчитать, что конец удочки должен находиться в одном метре от камеры, то есть длина выступающей части удочки должна составлять 3 м. Разумеется, при такой комбинации надо очень точно учитывать глубину резкости. Вообще при 100-миллиметровом базисе довольно сложно добиться на экране больших отрицательных параллаксов и сохранить при этом нужную глубину резкости. Если же вы хотите получить на экране большие отрицательные параллаксы и одновременно сохранить все изображения резкими, надо несколько увеличить съемочный базис. Но не забывайте, что при этом несколько увеличивается эффект макета. Теперь можно ответить и на вопрос: как получить объемное изображение самолета, о чем мы вели разговор раньше. Предположим, что все условия остаются прежними: съемочный комплект из аппаратов Смена (Б = 116 мм, / = 40 мм), коэффициент увеличения экрана - 35. Длина самолета - 50 м, съемочное расстояние - 1000 м. Простой расчет показывает, что на экране вы получите изображение самолета длиной в 70 мм. Такой величины макет самолета настолько мал, что его пришлось бы рассматривать почти вплотную. Но ведь монтаж с отрицательным параллаксом как раз и позволяет вывести изображение с экрана и приблизить к зрителю! Как смонтировать стереопару, чтобы изображение было выведено с экрана на желаемое расстояние, вы уже знаете. Вопрос только в том, каков должен быть съемочный базис, чтобы избежать эффекта кулис? Для фотографирования с расстояния в 1 км оптимальный базис составляет 20 м. Но сейчас вы в несколько необычном положении. Изображение на экране предстоит рассматривать так, как будто это маленький макет, следовательно, фотоаппараты могут имитировать положение глаз, рассматривающих макет. Допустим, что вы решили вынести изображение с экрана на 30 %. Смотреть на него предполагается с 3 м от экрана. Следовательно, фотографирующие самолет аппараты сконвергированы на столько же, на сколько глаза, смотрящие на предмет с двух метров. Вспомните тригонометрию, и вы определите, что съемочный базис может быть равным 32,5 м. При таком базисе снимать не просто. В разделе Маленькие хитрости вы найдете совет, как использовать для создания базиса движение самого объекта. В заключение заметим, не злоупотребляйте эффектными снимками. Если эффект не обоснован с точки зрения композиции и темы, он не улучшит общее впечатление, а скорее испортит.
Рамка для стереопар кадрами 57*57 мм Рамка для стереопар кадрами 36 * 24 мм Рамка для стереопар кадрами 24*36 мм в сгереорамках Рамка для стереопар кадрами 18*24 мм Рис. 39. Размеры окошек 14. МОНТАЖ СЛАЙДОВ ДЛЯ ПРОЕЦИРОВАНИЯ До начала изготовления проектора надо решить, какими слайдовыми рамками воспользоваться - готовыми или самодельными. Запомним, какие готовые рамки имеются в продаже. 1. Рамки для кадра 24x36 мм. Размеры окошек 23x34, внешние размеры 50x50 мм. 2. Рамки для кадра 57X57 мм. Размеры окошек 53X53 мм, внешние размеры 70X70 мм. 3. Рамки для кадра 18X24 мм. Размеры окошек 17X23 мм, внешние размеры 50X50 мм. Нужно сказать, что готовые рамки при проекции вертикальных кадров размером 24X36 мм и при проекции кадров, полученных фотоаппаратом ФЭД-Микрон , не очень подходят - для обеспечения плоскости рампы остается лишь 1 мм. Поэтому лучше готовить рамки самим, шириной окошек не 23, а 22 мм (рис. 39). При использовании готовых рамок для широкой пленки наиболее подходит базис светоблоков 68-70 мм. В таком случае рамки соединяют стык в стык, не нужно оставлять промежуток между рамками и спиливать края. При обычной 35-миллиметровой пленке наиболее подходит 48- 50-миллиметровый базис, но вряд ли удастся достичь его. Об этом говорилось в предыдущем разделе. Скорее всего, придется рассчитывать на базис около 65 мм, а это означает, что при монтаже отдельных рамок в стереорамку между ними должен остаться промежуток в 1,5 см. В любом случае рамки как для широкой, так и 35-миллиметровой пленки нужно монтировать в пары с помощью проектора, иначе на экране рамка в рамку может не попасть. Отклонения в размерах самих рамок бывают до 1,5 мм. Разумеется, и монтаж слайдов в рамках желательно делать с помощью проектора. Следовательно, конструкция проектора должна способствовать осуществлению такой операции. На практике зачастую делают так: проектор изготавливают с таким расчетом, чтобы при необходимости можно было легко удалить слайдовую кассету. Кроме того, полоски для регулирования расстояния
|