Главная страница » Принципы стереосъемки
объективов делают такими, чтобы они позволяли на 3-5 см добавочно удалить объективы по сравнению с их обычным положением по отношению к конденсору. Тогда объективы настраивают на резкость слайдовую пару, которая теперь уже не прижимается к конденсору, а отстоит от него на 3-5 см. Авторы используют монтажную установку, описание которой приводится ниже, но многие практики утверждают, что можно обойтись и более простой - манипулировать слайдами в рамках вручную. Чтобы на слайдах не оставалось отпечатков пальцев, надевают тонкие перчатки. Использование готовых рамок имеет еще одно преимущество - слайды не надо вклеивать в рамки, они и так надежно держатся в них, причем слайд в рамке можно сдвигать на те 2 мм, которые нужны для установки плоскости рампы. Однако допустим, что вы решили сделать рамки сами. В таком случае отпадает довольно хлопотный монтаж отдельных рамок в стереорамку. Слесарю-инструментальщику совсем не трудно изготовить матрицу, с помощью которой на простом прессе можно штамповать рамки. Но и вырезание их вручную, скажем из ватмана, не сложно, особенно, если применить металлический трафарет. Внешние размеры рамки зависят от слайдовой кассеты проектора, поэтому здесь приводятся только размеры и размещение окошек. Рассмотрим далее, какие комплекты аппаратов больше всего подходят, чтобы сделать стереокадры для экрана. Об использовании двух фотоаппаратов Любитель на ручном штативе уже говорилось в первой части книги. Базис - 100 мм, фокусное расстояние - 75 мм, широкая пленка, одна катушка дает 12 кадров (значит, две катушки дают 12 стереокадров). Стандартные размеры окошек рамки приведены на рисунке 39 (первый сверху). И при этом, и при последующих вариантах предполагается, что оптический базис светоблоков проектора 65 мм, центры окошек рамки совпадают с оптическими осями светоблока и принцип рамка в рамку обеспечивается сдвигом объективов (см. начало раздела 13). Размеры, обозначающие расстояние окошек рамки одно от другого, могут колебаться в зависимости от конструкции проектора, поэтому они приводятся в скобках. Комплект из двух помещенных рядом на штативе камер с кадровым полем 24 x36 мм. Камеры есть в продаже в широком ассортименте. Пригодны все те, у которых имеется спусковой тросик. Но при съемках для экрана фокусное расстояние объективов имеет гораздо большее значение, чем при фотографировании для стереоскопа. Хорошенько поразмыслите над материалом предыдущего раздела и решите, какие аппараты вам больше всего подойдут. Комплект из двух смонтированных донышками камер с кадровым полем 24x36 мм. Размеры и расположение кадровых окошек приведены на рисунке 35 (третий сверху). Но вообще смонтированные таким образом аппараты не очень подходят, чтобы снимать для экрана (экран будет узким и высоким, что не желательно). Преимущество только в малом стереобазисе (примерно 65 мм), что позволяет при съемке смелее относиться к близко расположенным объектам, потому что благодаря меньшему параллаксу такие объекты легче монтируются в плоскость рампы. Но если ваш выбор определяется именно этим, то можно рекомендовать следующий комплект.
Рамки для слайдод Шурупы, удерживающие рамки на установке Фиксиробание Фиксирование поло-монтажа \жения для тонкой регулиробки
ч Можно отрезать / Рис. 40. Установка для монтирования слайдов Комплект из двух смонтированных донышками фотоаппаратов ФЭД-Микрон (Б = 60-65 мм, /=30 мм). Несмотря на то, что аппараты смонтированы донышками, снимки можно проецировать на обычный, а не на повернутый на бок экран. Дело в Том, что у ФЭД-Микрона кадры на пленке располагаются не так, как у других аппаратов, ведь здесь при обычной 35-миллиметровой пленке кадр имеет размеры 18X24 мм. Так что из одного ролика вы получите не 36, а 72 кадра. Недостаток в том, что стереопару с уменьшенным размером кадров нельзя показывать на очень большом экране. Максимальная его ширина 100-130 см, что соответствует коэффициенту увеличения 45-60. А теперь познакомимся с установкой, облегчающей монтаж. С помощью этой установки и клейкой ленты вы можете прежде всего установить слайды в правильное положение (смонтировать плоскость рампы), затем вклеить готовую стереопару в рамку. Это особенно удобно при использовании самодельных рамок. Но установку можно применить й при монтировании стереорамки из готовых монорамок. В таком случае добиваются правильного положения слайдов после их установки в рамке вручную. Вот почему мы и остановимся ниже только на том, как монтировать слайды до их обрамления. При обработке металла для измерений, точность которых не превышает сотых долей миллиметра, применяется знакомый вам всем инструмент - штангенциркуль. Он изредка бывает в продаже в магазинах скобяных товаров. Если вам удастся его приобрести, то, приспособив его, вы получите достаточно точный инструмент для монтажа диапозитивов. Надо только отрезать лишнее, сделать коробки для закрепления диапозитивов и привинтить их к штангенциркулю (рис. 40). Держать в руках приспособление перед слайдовой рамкой проектора неудобно, поэтому можно сделать штатив и установить на нем
монтажное приспособление в том положении, которое требуется. Найдя правильное положение диапозитивов, вы должны его зафиксировать с помощью клейкой ленты. Вот почему коробки делаются так, чтобы перфорированные края пленки были свободны. Между двумя кадрами наклейте полоску ленты пошире, тогда можете быть уверены, что стереопара, когда вы будете вынимать ее из коробки, уже не сдвинется. Оба диапозитива надо вынимать из коробки одновременно, поэтому пружины-фиксаторы должны быть не очень тугими. Если, вынимая стереопару, вам придется тащить ее с большим усилием, могут растянуться полоски клейкой ленты. При вертикальном кадре (снимки сделаны комплектом из двух скрепленных донышками аппаратов) коробку надо крепить к штан-гелю в стоячем положении. Если вы монтируете кадры 6X6 см, то коробки должны быть большими. 15. ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТЕРЕОПРОЕКТОРА Проектор состоит из следующих частей: 1. Световой блок. В него входят конденсор (две соединенные конденсорные линзы), источник света, концентрирующая линза (она находится между конденсором и источником света). В простейших проекторах конденсор и концентрирующую линзу может заменять одна линза, в более совершенных имеются еще усиливающее световой поток вогнутое зеркало и тепловой фильтр, не пропускающий инфракрасное (тепловое) излучение. 2. Корпус, в котором крепятся детали светового блока. 3. Магазин для снимков с системой их подачи. 4. Объектив, закрепленный таким образом, что его можно двигать в направлении оптической оси. 5. Вентилятор для охлаждения светового блока. 6. Трансформатор. Он необходим только в том случае, когда используются лампы, рассчитанные на напряжение 12, 24 или 30 вольт (например, галогенные). Трансформатор должен обеспечивать лампу необходимым напряжением и одновременно соответствовать ее мощности. 7. Кожух. Он служит для того, чтобы свет, идущий из светового блока, не мешал смотреть на экран. Кроме того, проектор с кожухом красивее выглядит. Стереопроектор состоит из двух обычных проекторов, соединенных меж собой. Расстояние между оптическими осями светоблока обычно около 65 мм. Проекционные фильтры, а также очки-фильтры поглощают значительную часть света (около 80 %), поэтому ваш стереопроектор должен иметь как можно большую светосилу . Дуговой источник, применяемый в кинопроекторах, вы, разумеется, использовать не можете. Опыт показывает, что для проектора подходит источник света мощностью 300-500 Вт. Световой поток проектора зависит не только от источника света, но и от светосилы проекционных объективов. Объективы светосилой I/2-1/2,5 и лампы 500 Вт обеспечивают нормальную освещенность во
|