Главная страница » Принципы стереосъемки


объективом новый снимок, избегая при этом освещения экрана во всю мощь.

Гнезда для слайдовых рамок в магазине можно расположить и одно над другим. В таком случае направляющие делаются по бокам магазина. Преимущество здесь в том, что слайды можно менять с одной стороны проектора и оба кадра стереопары сменятся в одно и то же мгновение. Несколько сложнее фиксировать магазин в верхнем крайнем положении. Но если немного подумать, все можно отработать, как надо. Такой магазин смотрится лучше предшествующего - он квадратный, а не продолговатый.

Объективы. Для кадра 24x36 мм выпускаются различные проецирующие объективы, но в магазинах фототоваров они в продаже бывают редко - нет спроса. Объектив в проекторе, как правило, выходит из строя последним. И все же подбор подходящих объективов не должен быть делом сложным. Вообще годятся почти все объективы: и проекционные, и объективы для фотоаппаратов и фотоувеличителей. Надо только следить, чтобы у них была достаточная светосила (относительное отверстие не меньше чем 1:4,5) и подходящее для проецирования фокусное расстояние (с 75 до 150 мм).

Труднее найти объектив для проецирования кадра 6x6 см.

Специальные, рассчитанные на широкую пленку объективы в проекционных прожекторах, используемых в театрах и клубах (например, Meopta Divar), не слишком дороги и не редкость, но в свободную продажу, естественно, не поступают - не было спроса. Следовательно, нужно приспособить или переделать объективы, предназначенные для других целей.

Надо только учесть при этом следующие моменты.

Как правило, у проекционных объективов нет возможности менять диафрагму (это просто не нужно). Для проецирования не используются широкоугольные объективы.

Чаще всего проекционный объектив состоит только из линз и тубуса - трубковидной оболочки, в которую монтируются линзы. Так что проекционные объективы по конструкции несколько проще съемочных. А по оптической схеме могут быть очень сложными, потому что необходимость в устранении аберраций (искажений) здесь такая же, как и при съемке.

При выборе объективов для стереопроекции надо учитывать следующее:

1. Чтобы фокусное расстояние объективов более-менее соответствовало выбранным вами экрану и плоскости рампы. Нет необходимости в создании большого отрицательного параллакса, если проектор и зритель находятся в двух метрах от экрана. Если экран имеет ширину около полутора метров, проектор должен находиться от него не менее чем в трех метрах.

2. Чтобы выбранные вами объективы вообще позволяли проецировать диапозитивы. Эта проблема возникает в основном при широкой пленке. Слайды кинопленки можно проецировать почти любым объективом. А вот широкая пленка может не вместиться в объектив - когда вы сделаете картину на экране резкой, заметите, что углы кадра выпукло срезаны или в углах появляются искажения. У простейших линзовых систем (например, Триплет ) полезное поле снимка зачастую достаточно велико и для широкой пленки, но со



сложными системами может случиться, что объектив такую пленку проецировать не позволяет.

Из отечественных проекционных объективов для широкой пленки самый подходящий Триар-1 , который входит в комплект проектора Киев-66 универсал . Относительное отверстие его 1:3,5, фокусное расстояние 150 мм.

Можно использовать еще и объективы для фотоувеличителей, например, Вега 5У (4/105), Вега 6У (4/75), Индустар 23У (4,5/110), Индустар 58У (3,5/75), Индустар 55У (4,5/140) и другие.

3. Объективы должны обладать как можно большей светосилой. Это само собой разумеется - ведь проекционные фильтры поглощают много света. Правда, это можно компенсировать более мощной проекционной лампой, но тогда потребуется и более надежная система вентиляции.

Вообще так: чем большего диаметра линзы объектива, тем больше его светосила (конечно, светосила зависит и от других факторов), но вы должны учитывать и то, чтобы диаметр одного объектива (вместе с тубусом) не превышал 65 мм.

Если у вас есть возможность воспользоваться объективом из проекционного прожектора, знайте, что это объектив с большой светосилой.

На каждом объективе в виде дроби нанесены два числа, например, Триплет 2,8/78. Запомните, первое из них указывает светосилу (чем меньше эта цифра, тем больше светосила), второе - фокусное расстояние, и оба числа для нас очень важны.

Наиболее доступны, пожалуй, объективы Amar/S (4,5/105). Они в качестве сменных прилагаются к выпускаемым в ПНР фотоувеличителям Крокус , весьма у нас распространенным. Эти универсальные увеличители отличаются хорошим качеством, дают возможность изготовить копии как с микрофильмов, кинопленки, так и с широкой пленки и потому их покупают и те фотолюбители, которые не снимают на широкую пленку. А именно для нее в основном и предназначен Amar/S. Так что для любителей, работающих с пленкой 35 мм, Amar/S не так уж нужен...

Конечно, Amar/S не идеальный проекционный объектив, но из-за отсутствия других можно вполне им воспользоваться.

Объективы можно крепить с помощью соответствующей оснастки перед корпусом светоблока, но предпочтительнее сделать для них отдельный держатель, привинтив его к основанию аппарата. Тогда крепление объективов не будет мешать использованию монтажной установки.

Конструкция держателя для объективов должна обеспечивать их подвижность в продольном направлении без изменения положения относительно оптических осей светоблока. Двигать объективы приходится не только в том случае, если вы решили изменить расстояние до экрана, но и для тонкого регулирования резкости изображения. Магазин для снимков практически невозможно сконструировать так, чтобы при точной установке аппарата не требовалась дополнительная регулировка резкости.

Проще всего изготовить держатель для объективов на базе приспособления, предназначенного для макросъемки зеркальной камерой. Такие приспособления в фотомагазинах продаются и стоят недорого.



На фото (рис. 44) вы видите держатель, изготовленный на базе установки для макросъемки. Лишние детали отрезаны, гармошка убрана. Вместо держателя фотообъектива смонтировано основание, к которому прикреплены проекционные объективы П-4 (2/100).

Чтобы удобнее было крепить объективы Amar/S., вы можете удлинить тубусы объективов промежуточными кольцами фотоаппарата Зенит .

Настройка проектора. Прежде всего, разумеется, надо позаботиться о том, чтобы были точно установлены детали светоблока. Для проверки точности клейкой лентой закрепите на зеркалах и линзах кресты из черной нитки, отметив ими центры зеркал и линз. Если при взгляде внутрь светоблока со стороны конденсора все кресты совпадают, светоблок настроен.

Сделайте кресты из ниток и на объективах (с обоих концов). Теперь при взгляде через линзы объективов должны совместиться шесть крестов (два на линзах конденсора, два - на объективах, один - на концентрирующей линзе и один - на зеркале).

Передвиньте объективы на держателе, как бы регулируя резкость, из одного крайнего положения в другое. Если держатель объективов закреплен правильно, то положение крестов не изменится.

Положение ламп можно регулировать после того, как установлен экран. Прежде всего установите проектор с максимальной точностью в требуемое положение. Найдите центры кадров, другими словами - точки, куда направлены оптические оси проектора. Отметьте их на экране кусочками черной клейкой ленты.

Затем настройте на резкость объектив (например, левый) так, чтобы на экране четко была видна нить накаливания левой лампы. Если это не удается, значит объектив недостаточно приближается к нити фотоаппарата. В этом случае попробуйте на время удалить линзы из осветительной системы. Правую лампу на это время выключите. Вероятнее всего, вы увидите и второе изображение нити накала, которое дает зеркало. Совместите два изображения так, чтобы они накладывались один на другой, но с небольшим сдвигом - витки спирали одной нитки между витками другой. Аналогичную операцию проделайте со второй половиной проектора.

16. ЕЩЕ РАЗ О СЪЕМКАХ ДЛЯ АНАГЛИФОВ

Теперь можно уже признаться в том, что анаглифы снимаются не совсем так, как описывалось в первой части книги. Пора сказать и о том, как это делается на самом деле. Тем более, что вы уже накопили достаточный опыт фотографирования, знаете, как вычислить параллакс, и в курсе происходящего на экране (а ведь цветные анаглифы можно рассматривать как экраны соответствующих размеров!).

В этом разделе мы объясним, что происходит при съемках конвергированными аппаратами.

Анаглифы смотрят обычно с расстояния 30 см. Практика показывает, что пространственное восприятие создают параллаксы, не превышающие на анаглифе 5 мм. Оптимальный сдвиг между идентичными точками равен 3 мм. Значит, если одни объекты находятся в плоскости анаглифа, то остальные могут иметь параллакс в положительную или отрицательную сторону (или в ту и другую) не более 5 мм.