Главная страница » Принципы стереосъемки


Во-первых, обыкновенные доступные зеркала недостаточно хорошо шлифованы. Если будете снимать для стереоскопа, проблема не так важна, но когда снимаете для экрана, нужны только качественные зеркала.

Во-вторых, поверхность стекла сама дает небольшое добавочное отражение и рядом с одним изображением появляется другое.

Поэтому старайтесь для насадки фотоаппарата приобрести такие зеркала, у которых амальгама на наружной стороне. Желательно, чтобы она была покрыта защитным слоем. Такие зеркала можно изготовить при помощи приспособления УВ-71 , которое используется на электронных заводах, во многих лабораториях и на некоторых мебельных комбинатах. Зеркальный слой наносят на стекло в вакуумной камере ионно-плазменной обработкой. Кто занимается в фотоклубе или фотокружках Дворца культуры, сможет оформить заказ на такие зеркала. Если такой возможности нет, то можно сделать зеркало и самому. Как? Читайте в разделе Маленькие хитрости .

В-третьих, расстояние между двумя кадрами на пленке часто получается размытое, с нечеткими краями. 3-миллиметровая полоса между кадрами и предусмотрена для закрытия этой размытой части. Чем дальше от объектива зеркала 1 и 2, тем четче промежуток между кадрами, однако и тем больше будут зеркала и стереобазис.

Готовую насадку прикрепить к тубусу объектива вам не удастся. Надо сделать кронштейн, прикрепляемый к корпусу аппарата. Этот кронштейн удерживал бы насадку в определенном положении перед объективом. Наиболее подходящее место для крепления кронштейна - резьба для винта на донышке. Можете использовать и винт, которым аппарат крепится к футляру, потому что аппарат с насадкой все равно в футляр не вставить.

Штатив может быть совсем простым, сделанным из изогнутой полоски толстой жести. Положение насадки на кронштейне надо проверить, укрепив в фильмовом канале фотоаппарата матовое стекло или матовую пленку. После этого, накрывшись с головой черной тканью, посмотрите, что получается. А то может случиться, что на пленке один кадр будет выше или шире другого.

Установив насадку перед объективом, вы уже не можете доверять видоискателю. Угол зрения объектива теперь наполовину меньше, а кадр имеет другой формат.

В видоискателе зеркальной камеры вы увидите два изображения - возникающую на пленке стереопару. С камерой для 35-миллиметровой кинопленки дела тоже обстоят довольно просто. Глядя в видоискатель, можете учесть, что с каждой стороны четверть поля зрения пропадает, а высота кадра та же, что и раньше. Зато если используется Любитель , новый стереокадр будет меньше четверти того, что вы прежде видели в видоискателе, и находиться в центре его. Новое поле зрения можете нанести фломастером на большую линзу видоискателя или же так, на глаз, угадывать, что попадет в кадр, а что нет.

Теперь надо сделать вторую насадку - для проектора (выше описано, в каком случае вы можете использовать съемочную для проецирования).

Проекционная насадка в принципе аналогична съемочной. С ее помощью можно одним проектором проецировать и те слайды, что сняты съемочным комплектом из двух аппаратов с малоформатными



Рис. 51. Стереонасадки с двумя зеркалами

Рис. 52. Двухзеркальная насадка для проектора


\ Фильм

кадрами (оба кадра должны поместиться рядом на поле одной монорамки), и те, что сняты через стереонасадку.

Перед окончательной регулировкой насадки надо иметь точно вырезанную слайдовую рамку и последнее зеркало приклеить лишь после того, как изображение на экране отрегулировано рамка в рамку . Принцип описан в разделе 13. Только там говорилось о том, как получить рамка в рамку сдвигом объективов или центров окошек рамки, теперь вам предстоит добиться этого регулированием расположения последнего из зеркал.

Бели стереопара получена с помощью стереонасадки, вы опять-таки окажетесь перед проблемой: разрезать ли стереопару и монтировать ее заново в рамку или примириться с постоянным параллаксом бесконечности, плоскостью рампы для объектов, сфотографированных с одного только расстояния и полосами - экранными зонами неперекрытия, которые нужно маскировать черной рамкой вокруг экрана.

Об этом говорилось в разделе 13, там же вы найдете ответ и на все теоретические вопросы. Если выберете второй вариант, то отрегулируйте последнее зеркало при наклеивании на экранный параллакс бесконечности в 30-50 мм.

Стереонасадки с двумя зеркалами. Такие насадки делать, без сомнения, проще. Регулировка требует гораздо меньше усилий, чем при четырех зеркалах. На рисунке 51 приведены две возможные схемы (а, б), но положение и расположение зеркал вы можете менять так же, как у описанной ранее насадки. Базис тоже можно выбирать произвольно, но чем больше будет базис, тем большего размера должно быть дальнее зеркало.

Насадка будет иметь несколько странный вид и пользоваться ею



будет не очень удобно, потому что во время съемки вам придется стоять к объекту боком. Видоискатель тут не помощник, за исключением случаев, когда вы пользуетесь зеркальной камерой. И эта насадка режет поле зрения объектива пополам. Если же у вас нет зеркальной камеры, нужно перед видоискателем установить под углом 45° еще одно зеркало, чтобы видеть, что вы вообще снимаете. Новый кадр можно фломастером нарисовать на видоискателе.

Один из недостатков, хотя и не самый существенный, заключается в том, что изображения на пленке получаются не одинакового размера. Одно изображение кажется по отношению к другому снятым на большем расстоянии, причем разница расстояний равна стереобазису. Это особенно заметно тогда, когда вы снимаете объекты, расположенные на расстоянии ближе 2-3 м (для насадки по схеме а; для насадки по схеме б эта разница почти незаметна).

Двухзеркальная насадка для проектора. Достаточно удовлетворительную насадку можно получить при помощи двух зеркал. На рисунке 52 приведена схема проекции с помощью насадки.

Точки А и D означают проекции центров отдельных картин стерео-кадра на экране; расстояние между ними -30-50 мм - дает параллакс бесконечности.

Один кадр (с центром А) проецируют на экран прямо, без насадки, другой (с центром D) - через насадку. Луч OBCD длиннее луча OA на длину луча ВС, таким образом, проецированный через насадку отдельный кадр на экране получается немного больше, но при рассмотрении на экране через очки-фильтры мы эту разницу не замечаем.

(Так следует поступать в том случае, если вы не хотите разрезать и перемонтировать полученную с помощью насадки стереопару. Если же вы проецируете склеенную и обрамленную стереопару, то отрегулируйте изображение на экране рамка в рамку ).

На схеме все лучи пройдут через главную точку объектива. На самом деле это не совсем так (по той же причине насадка создает нечеткую разграничивающую линию между кадрами перед объективом).

Если насадка окажется слишком близко к проектору, то кроме пространственного изображения вы увидите частично и паразитные изображения, но на экране с черным обрамлением они незаметны.

В секторе 5 означена нужная для стереоизображения часть экрана, потому что полосы неперекрытия на обеих сторонах этого сектора не создают объемного изображения. Чтобы прикрыть зоны неперекрытия, экран обрамляют черным материалом. Если намерены использовать всю светосилу проектора для освещения нужной части экрана, надо расположить насадку дальше от объектива и воспользоваться большими зеркалами.

Изготовление двухзеркальной насадки не требует особого труда, но и тут есть свои минусы - для размещения проекционных фильтров нет подходящего места. Их можно поместить лишь между диапозитивом и объективом.

* * *

Несколько дополнительных сведений.

Проекционные фильтры устанавливаются перед насадкой (при