Главная страница » Принципы стереосъемки
Технологическая схема обработки зеркал по операциям с указанием примерной длительности каждой операции приведена в таблице. Таблица 6 ЗАКРЕПЛЕНИЕ АМАЛЬГАМЫ ЗЕРКАЛ Последовательность операций | Чем обрабатывается | Температура, °с | Длительность обработки, мин | Предварительная химическая обработка | Раствор А | | | Промывка | | | | Оксидирование | Раствор В | | | Охлаждение и промывка | | | | Промывка под струей | | 18-22 | | Промывка погружением | Спирт | 18-22 | | Промывка обливанием | Спирт (абсолюты.) | 18-22 | | Сушка в сушильном шкафу | | 100-110 | |
Для химического оксидирования применяются растворы следующих составов: Состав раствора А Состав раствора В Вода 1000 см3 Вода 1000 см3 Натрий углекислый безводный 50 г Хромат калия 5 г Хромат калия 15 г Бихромат калия 5 г Проецирование вертикальных кадров 24 Х36 мм одним проектором. Если вы используете комплект аппаратов, смонтированных донышками (кадры в стереопаре получаются вертикальные), и узкий экран, то при изготовлении проекционного комплекта можно обойтись гораздо меньшими усилиями. Прежде всего надо приобрести широкопленочный проектор и использовать его со стереонасадкой для проекции без какой бы то ни было переделки или изготовить такой проектор самостоятельно. Обратите внимание, вам нужен широкопленочный проектор, а вместе с ним и объектив, позволяющий проецировать широкую пленку. Дело в том, что кадр, составленный из двух смонтированных рядом вертикальных кадров 24x36 мм, имеет такую же ширину, как и кадр широкой пленки. На 35-миллиметровой пленке ширина вертикального кадра составит 24 мм. От края изображения до края пленки -5,5 мм. Поэтому если два кадра смонтировать рядом, то расстояние между краями соседних кадров будет равно 11 мм, а между их центрами -35 мм. Общая ширина изображения стереопары составит 59 мм. Для рассматривания такой стереопары перед проекционным объективом надо поместить зеркальную или призменную насадку, которая снова накладывала бы кадры один на другой и проецировала бы их так же, как стереопроектор. Переворачивание перспективы на экране. В стереофильме, снятом на одну пленку двумя объективами, правое изображение располо-
жено слева и левое - справа, поэтому, чтобы рассмотреть такую стереопару, нужен стереоскоп, переворачивающий перспективу. Точно так же в двухобъективном стереофотоаппарате каждый объектив переворачивает свое изображение и, когда мы перевернем всю стереопару, левое и правое изображение оказываются не на своих местах. При рассматривании такой стереопары через обычный стереоскоп получим обратную перспективу. Поэтому естественно, что в теоретической литературе авторы, приводя для пояснения чертежи, имеют в виду слайды с обратной перспективой. Таким образом, несмонтированные слайды, как и кадры стереофильмов, можно рассматривать нормально только через стереоскоп А. Г. Болтянского и Н. А. Овсянниковой. Но сделать такой стереоскоп гораздо труднее, чем обычный линзовый. Как быть, если изготовление данного стереоскопа покажется слишком трудным? Не огорчайтесь! Дело в том, что можно проецировать и такой слайд, в котором снимок для левого глаза слева, а для правого - справа. Можно привести для доказательства чертежи и расчеты, но, вероятно, достаточно будет и логического рассуждения. На экране отдельные снимки накладываются один на другой. Объекты, кажущиеся в плоскости рампы, совпадают. Следовательно, нельзя говорить о левом и правом снимке на экране. Вопрос состоит только в том, какой глаз какую картину видит. Значит, чтобы изменить перспективу, достаточно поменять поляроиды местами или перед проецирующими объективами или в очках-фильтрах. 20. РАСТРОВЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ СТЕРЕОИЗОБРАЖЕНИЯ До сих пор мы вели разговор о доступных способах получения стереоизображения. Кроме них существуют и другие, при которых необходимы специальные приспособления или материалы, доступные лишь немногим специалистам. По существу, и эти способы не так уж сложны. Представьте себе, что вы стоите перед забором, планки которого такой же ширины, как и промежутки между ними. За таким забором располагается стена с вертикальными полосами. Если теперь вы отдалитесь от изгороди и стены на определенное расстояние, то одним глазом вы увидите через забор только полосы, другим только стену без полос. Как это происходит, вы теперь уже легко догадываетесь. Оба стереоизображения печатаются через растр или проецируются одно на другое с таким расчетом, что одно изображение становится стеной , другое полосами . Для рассматривания такого изображения очки не нужны. При помощи растра делаются стереооткрытки, значки. Объемный эффект у них такой же, как у цветных анаглифов на фотобумаге. Безусловно, сравнить растры с забором можно лишь условно. Есть растры, состоящие из большого числа маленьких линзочек: одни из них напоминают пчелиные соты, другие разрезанные вдоль круглые карандаши.
Наверняка вам попадались открытки или значки, у которых на одной и той же поверхности в одном положении видна одна картина, а в другом другая. Немного поразмыслив, вы теперь, конечно же, догадаетесь, как они делаются. При горизонтальном разрезе и увеличении этих картинок они походили бы на пилу с острыми зубьями. На одну сторону такого зуба нанесено одно изображение, на другую другое, так что оба изображения состоят из узких, расположенных через одну полос. Шаг этих зубчиков не должен быть слишком маленьким, поэтому даже невооруженным глазом видно, что картинки эти полосатые. По такому же принципу можно изготавливать и стереофото, но их все же предпочитают делать при помощи линзового растра. Растры, установленные в кинотеатрах, где демонстрируются стереофильмы, передают уже полноценное стереопространство. У нас в стране в последние годы все стереокинотеатры переведены на поляризационный способ. 21. ГОЛОГРАФИЯ Голография существенно отличается от остальных способов достижения стереоизображения. Единым требованием по-прежнему остается следующее: каждый глаз видит свою картину. Картины, сделанные способом голографии, называются голограммами. В переводе с греческого это слово означает полное описание . Действительно, рассматривая голограмму, мы получаем абсолютно полное представление об объекте. Создается иллюзия, будто этот объект находится перед нами в стеклянном шкафу. Есть и такие голограммы, в которых частично или даже полностью изображение формируется в пространстве перед ней самой. Изображение, как и сам объект, можно рассматривать спереди, сбоку, под любым углом. Чтобы получить такую же возможность обозреть предмет с помощью стереофотографии, потребовалось бы бесконечно большое количество стереопар, снятых с разных точек зрения, но с таким расчетом, чтобы зритель одновременно видел лишь одну из них, ту, которая бы соответствовала положению его глаз именно в том месте, где они в этот момент остановились. Голограммы снимаются при помощи лазера на пленку сверхвысокой разрешающей способности (1800-2000 л/мм). Первые голограммы можно было рассматривать только в лучах лазера, а сегодня их освещают обыкновенными лампами накаливания через оранжевый светофильтр, можно смотреть их и при освещении солнечными лучами. Метод голографии был открыт венгром Табором в 1948 году, но его ценность и перспективность была осознана лишь после открытия лазера в начале 60-х годов. И только через 23 года после своего открытия Габор получил за него Нобелевскую премию. 22. СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТЕРЕОФОТОГРАФИИ В науке нет ни одной области, в которой бы стереофотография так или иначе не была полезной. Ее используют при исследовании
|