|
Главная страница » Принципы стереосъемки
Рис. 12. Фотоаппарат со стереонасадкой Стереоскопическое видение зависит от восприятия параллакса, но у глаза, как и у любого оптического прибора, своя определенная разрешающая способность... При восприятии более далеких объектов в силу вступает уже монокулярный стереоэффект. Эти понятия мы разъясним позже, сейчас же важно уяснить, зачем иной раз необходимо увеличивать стереобазис - для увеличения угла зрения и усиления объемного восприятия. Фотоаппараты с двумя объективами имеют постоянный стереобазис, который менять нельзя. Чаще всего он равняется 65 мм. Такой же
базис и у стереонасадок (рис. 12). Насадки ставят на объектив фотоаппарата при фотографировании. Основа насадки - система призм или зеркал, с помощью которых в пределах одного кадра можно получить два изображения. Но, к сожалению, насадок в продаже нет. Средним стереобазисом глаз человека считается расстояние в 63 мм (у женщин 62, у мужчин 64). Но если мы с таким стереобазисом будем снимать объект, приблизиться к которому невозможно (при сближении он не поместится в кадр - большая стройка, например) или к нему просто не подобраться (горы, башни), то может случиться, что стереоэффект вовсе не получится или он будет слишком незначительный. Вот поэтому иногда и приходиться увеличивать стереобазис. Посмотрите на рисунок 11. Представьте, что в одном случае зрачки ваших глаз расположены, как точки 1 и ia, в другом - как точки 2 и 2а (в действительности, конечно, менять расстояние между глазами невозможно). При варианте 1-1а стрела казалась бы большой, а при варианте 2-2а - маленькой. Теперь ясно, что может получиться, если заметно увеличить стереобазис. Получится так называемый эффект макета. Нечто подобное произошло и с первыми стереофильмами в начале столетия. Снимали их двумя камерами, расстояние между объективами неизбежно было большим - несколько десятков сантиметров. В результате зрители смотрели подобие кукольного фильма. В чем же причина? Представим себе на момент, что стереофото делается с башни высотой 170 м со стереобазисом 6,3 м. Такой стереоснимок выглядел бы естественно для человека, который в сто раз крупнее нормального!.. Тем не менее, по многим причинам, в том числе благодаря свойствам глаз, которые способны как бы приближать отдаленные предметы,. стереобазис можно существенно увеличивать, при этом эффект макета будет почти незаметен или, во всяком случае, не будет раздражать. А иногда этот эффект сделает снимок даже интереснее. Принято считать, что стереобазис должен составлять 1 /50 по отношению к расстоянию до ближайшего объекта. В практике возможны и значительные отклонения от этого соотношения, но обязательно нужно знать, в каких случаях это целесообразно. Таблица 1 ЗАВИСИМОСТЬ ГРАНИЦ СТЕРЕОПРОСТРАНСТВА ОТ СТЕРЕОБАЗИСА (Для f = 50 мм) Стереобазис, см | Оптимально-воспринимаемое пространство, м | Дальняя граница воспринимаемого пространства, м | | 3 - 11 | | | 5 - 17 | | | 7,5-24 | | | 10-33 | | | 15-51 | | | 20-69 | |
Продолжение табл.1 Стереобазис, см | Оптимально-воспринимаемое пространство, м | Дальняя граница воспринимаемого пространства, м | | 25-85 | | | 50-170 | | | 100-340 | | | 250-850 | 1700 | 1000 | 500-1700 | 3400 | 2000 | 1000-3400 | 6800 |
Из таблицы видно, как взаимосвязаны величина стереобазиса и дальность. Обратите внимание, что с увеличением стереобазиса увеличивается и допустимое минимальное расстояние, с которого можно фотографировать. Если снимать с более близкого расстояния, может получиться, что изображения на снимке не сольются в одно и объемная картина не возникнет. Если же необходимо сделать стереофото мелкого объекта, который надо снимать вблизи, например фотоаппаратом Зенит (это возможно, если использовать переходные кольца), то стереобазис надо, наоборот, уменьшать. При фотографировании мухи стереобазис нужно уменьшить до нескольких миллиметров. Глубина резкости и композиция. Стереосъемка несколько отличается от обычной съемки. Наверняка вы уже знаете, что чем дороже аппарат, тем больше его светосила. Хотя вернее было бы сказать наоборот - для достижения большей светосилы не считаются с затратами в производстве. В затраты эти входит и просветление объективов, и компенсация различных оптических искажений, возрастающих с увеличением светосилы. (Борьба с искажениями - аберрациями - усложняется именно с увеличением светосилы.) Хороший объектив дает неоспоримые преимущества, повышает ценность аппарата, какой бы светосилой он ни обладал. А вот в стереофотографировании светосила дорогих объективов практически не важна. Почему? Попробуем вспомнить, что мы знаем о глубине резкости. На обыкновенном фото зачастую не имеет особого значения, в фокусе задний план или нет. Иной раз сознательно увеличивают диафрагму и уменьшают выдержку, чтобы важный объект на переднем плане, на который нацелен аппарат, оказался в фокусе, а все остальное было бы размытым фоном. Так добиваются более естественного восприятия - ведь когда мы смотрим на предмет в отдалении, то ясно видим только этот предмет. Все, что находится перед ним и за ним, становится как бы мутным. А вот на снимке с большой глубиной резкости все четко и ясно. На обыкновенном фото это зачастую кажется несколько странным. Совсем по-другому дело обстоит со стереофотографией. На стереофото, как и в жизни, мы можем остановить взгляд на любом объекте, все остальное само по себе превратится в фон, ибо мы будем смотреть не на плоскость стереопар, а как бы сквозь них и - ближе, дальше... Мы знаем, что ближняя и дальняя границы, где фотографируемый объект уже и е щ е четкий, определяют глубину резкости. Одновременно эти границы являются и границами стереопространства, так
|