|
Главная страница » Принципы стереосъемки
как изображения не в фокусе стереоэффекта не дадут. Если будете снимать с большим стереобазисом и придется удалиться от объекта больше чем на 20 м, то проблема подсчета стереопространства отпадает сама собой, так как все, что попадет в объектив, в любом случае можно считать находящимся в бесконечности (у нормального объектива бесконечность начинается практически с 20-25 м), и снимать можно с открытой диафрагмой. При фотографировании пространственной композиции нужно, чтобы на стереофото была как можно большая глубина резкости, поэтому диафрагма закрывается до возможного предела, который определяется освещением. Пользуясь штативом и снимая неподвижные объекты, можно пользоваться сколько угодно маленькой диафрагмой и большой выдержкой. Другое дело подвижные предметы. Снимать их двумя аппаратами желательно при выдержках 1/100 с и короче, и уже стараться, чтобы выдержка не превышала 1/60 с. У многих фотоаппаратов на объективе нанесена шкала глубины резкости. Фотографы-любители зачастую и не знают, что означают эти черточки и цифры на объективах, так как глубина резкости для них не имеет значения. Они просто регулируют дальность до самого важного для них объекта и нажимают на кнопку. Для нас же знание глубины резкости необходимо. Это обусловлено отличной от обыкновенной композицией снимков. Желательно, чтобы на стереофото были созданы три плана: передний, средний и дальний. Это значит, что на хорошем снимке должно быть что-нибудь интересное для зрителя как вблизи, так и подальше, и совсем вдали. На простой фотографии считается композиционной ошибкой, когда объекты частично перекрывают один другой, а на стереофото это способствует усилению объемного восприятия. Весьма распространенные композиции, когда группа людей становится в ряд, вообще не стоит использовать. Во-первых, подобный снимок часто производит впечатление, будто в ряд поставлены плоские куклы, во-вторых, вы не используете здесь возможностей стереофотографии. Если вам непременно надо заснять группу людей, то рассадите всех на разном расстоянии от аппарата. Стереофото не должно быть слишком динамичным. Остановленное по мановению волшебной палочки мгновение не всегда производит хорошее впечатление. Хорошо смотрится, например, такой снимок, где на переднем плане видны цветущий куст, дерево, скульптуры, прибрежные камни, на среднем - люди на разном расстоянии и в различных позах, машины, а фоном служит большая гора с развалинами замка. Неплохо, когда сбоку на снимке видна, например, изгородь из кустарника или кусок стены интересной фактуры, по отношению к которым вы во время съемки стояли боком и весьма близко, так, что ее часть попала на передний план и даже как бы продолжается за зрителем . Ближняя часть может быть ближе расстояния, диктуемого стереобазисом. Чаще всего при стереосъемке используют три композиционных приема, которые можно условно назвать лестницей , колоннами в
полупрофиль или просто колоннами и ширмой (иногда этот прием называют кулисой переднего плана). (Все три приема показаны на фото 2-6 в конце книги.) Лестница . Для этого приема наиболее существен монокулярный стереоэффект. Если вы снимаете гладкую, без перил, лестницу сверху или снизу так, что кроме ступенек в кадр ничего не войдет, то такой стереоснимок бинокулярной пространственности будет лишен начисто. Причина проста - у такой стереофотографии горизонтальные параллаксы не различимы. Поэтому стереоснимок редко бывает выстроен на одном этом приеме. Между прочим, такого рода гладкая лестница чрезвычайно редко бывает и объектом съемок. Но та же лестница, о которой мы говорили, благодаря совместному бинокулярному и монокулярному стереоэффекту, приобретает пространственность, если на ней окажутся, например, опавшие листья. Таким образом, лестница - это вспомогательный прием для усиления бинокулярного стереоэффекта. Колонны . Наиболее употребляемый прием. И здесь совмещаются бинокулярный и монокулярный стереоэффекты. Частично заслоняющие один другой объекты создают хорошую перспективу, а параллакс дает полное ощущение пространства. Нередко вообще, рассматривая снимок, невозможно установить, где кончается бинокулярный стереоэффект, а потому снимок, сделанный даже с небольшим базисом, производит очень хорошее впечатление. Ширма . Очень эффектный, но, к сожалению, несколько надоевший в стереофотографии прием. Наиболее часто употребляемая деталь - оставленная в верхней части или на краю кадра ветка дерева. В качестве ширмы можно использовать редкие камыши, поручни моста, кованые ворота - все, что прозрачно или даже непрозрачно. Например, чей-то случайно попавший в кадр крупным планом затылок... Важно, чтобы это воспринималось как не преднамеренный прием или было тематически обоснованно. Предположим, что вы снимаете некую асфальтированную площадку, а у верхнего края кадра видна ветка, хотя деревьев на снимке нет. Не лучше ли было в таком случае выбрать кадр, где ширмой служил бы конец стрелы автокрана?.. Это логичнее. Но ветка с яблоками вполне может служить ширмой , если вы снимаете фруктовый сад. Ширмой в композиции не стоит злоупотреблять. Редко сама ширма бывает главным объектом на снимке, но если она таковой является, то остальное пространство не должно отличаться обилием деталей, которые привлекают к себе внимание. Иначе авторский замысел не будет реализован. Все остальное в этом случае должно лишь подчеркивать глубину пространства. И еще не забывайте, что хороший стереоснимок - это и художественная фотография. Пространственность - не цель сама по себе, а лишь средство, которое позволяет увеличить силу воздействия снимка, отличающегося продуманным сюжетом и выразительностью. Сложная композиция обычно имеет глубокую пространственность. Предположим, что освещение допускает наименьшую диафрагму 4. Если вы наведете нормальный (f = 50 мм) объектив на объект, находящийся в 6 м, то не в фокусе будут и дальние и самые близкие объек-
ты; если наведете объектив на дальние объекты, то нерезким будет все то, что окажется ближе 20 м. Диафрагма 11 придает резкость всей картине, начиная с 3,5 м, если при этом на шкале дальности вы поставите отметку 7 м. Что из того, что самый важный объект на вашем снимке ближе или дальше 7 м. При диафрагме 8 вы тоже получите более или менее удачный снимок, если наведете аппарат примерно на 7 м. А вот при диафрагме 5,6 хорошего трехпланового стереофото не получите, хотя она и подходит для фотографирования в условиях ограниченной видимости (в лесу, комнате). Объектив, наведенный на объект с 4-метровым расстоянием, дает глубину резкости примерно от 3 до 6 м, на 6-метровой отметке резким становится то, что расположено далее 4,5 и ближе 15 м. Иногда все же может возникнуть ситуация, при которой придется решать - или совсем не снимать, или снимать с такой диафрагмой, для которой достаточно света. В таком случае вам, возможно, поможет следующая таблица. (Более подробная таблица помещена в конце книги.) Таблица 2 ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ (f = 50 мм) Расстояние, на которое производится наводка, м | Относительное отверстие объектива | | | | Границы резкости | Границы резкости | Границы резкости | 3,00 | 2,70-3,37 | 2,59-3,56 | 2,46-3,83 | 4,00 | 3,49-4,69 | 3,31-5,07 | 3,09-5,68 | 5,00 | 4,22-6,14 | 3,96-6,80 | 3,65-7,95 | 7,50 | 5,87-10,40 | 5,37-12,20 | 4,83-16,98 | 10,00 | 7,30-15,93 | 6,54-21,37 | 5,75-39,33 |
Если в кадре окажется объект, находящийся за пределами этих границ, то он будет нерезким. Печатание снимков и их монтаж для линзового стереоскопа. Из негативов, сделанных Спутником или любым другим стереоаппара-том, у которого кадры стереопары расположены рядом, вы можете изготовить контакткопии, но нужно помнить, что объективы фотоаппарата переворачивают изображение, поэтому кадры стереопары обязательно нужно поменять местами, иначе правое изображение окажется слева, а левое - справа, и в стереоскопе вы увидите изображение с так называемой обратной (опрокинутой) перспективой - одно изображение словно протекает сквозь другое. Из двух снимков, снятых по очереди одним аппаратом, даже если изображения по-разному сдвинуты относительно краев кадра, тоже можно вычленить стереопару. Делается это так. Оба снимка печатают с минимально возможным одинаковым увеличением, но с таким расчетом, чтобы из каждого фото можно было 2 К. Касс, А. Касс
|