Главная страница » Принципы стереосъемки


бы вырезать один и тот же мотив размером 6X6 см. Изображения бесконечно удаленных объектов при наложении снимков должны совпадать, а расстояние между левыми и правыми кромками должно быть 65 мм.

Для печатания лучше выбрать не очень контрастную бумагу, особенно, если при съемке использована вспышка, которая и без того дает слишком контрастный негатив. На обыкновенной фотографии некоторые части снимка могут остаться непроработанными, на стереофото такого быть не должно. Стереофото по колориту может быть чуть темнее, так что при печатании света лучше дать больше, чем меньше.

Прежде чем стереофото будет пригодно для рассматривания, фотопару надо приклеить на основу из картона или ватмана. Это и называется монтажом, так как приклеивать тоже надо уметь. Если одно изображение окажется выше другого или будет повернуто по отношению к другому, то при рассматривании глаза будут быстро уставать, а при большей ошибке изображения и вовсе не совпадут. Еще может случиться то, о чем говорилось выше,- снимок для левого глаза оказался справа, для правого - слева. Перспектива будет обратной. Поэтому вначале лучше пользоваться таким клеем, который не сразу сохнет, например сухим. Тогда, проверив через стереоскоп, на своих ли местах изображения, их можно соответственно сдвинуть или переставить.

При монтаже можно уменьшить эффект макета (если вы пользовались слишком большим базисом). Для этого раздвиньте немножко кадры.

Если вы сделали стереоскоп со сменной коробкой окуляров, то при монтаже вы сможете использовать ее для проверки расположения снимков.

Диапозитивы. Такую пленку, которая не нуждается в дальнейшем печатании, называют обратимой. После съемки и химической обработки получается изображение позитивное, а не негативное. Цветную диапозитивную пленку, выпускаемую в СССР, вы узнаете по буквам на коробке - ЦО. Цифры после этих букв обозначают чувствительность пленки. После цифр стоит еще одна буква: Д или Л. Д означает, что пленка предназначена для фотографирования при дневном свете, Л - при искусственном освещении лампами накаливания.

Обратимые диапозитивы после монтажа можно сразу смотреть через стереоскоп. Естественно, что их уже на картон не монтируют, а вставляют в рамки.

Черно-белые диапозитивы довольно легко делать самим.

Для изготовления диапозитивов при помощи негативов есть и специальные фотоматериалы, но для вас самым доступным явится листовая пленка, из которой делали матовый экран для стереоскопа.

Если под увеличитель вместо фотобумаги положить кусок листовой пленки, то при проявлении получится прозрачный позитив. Проявляют листовую пленку точно так же, как и бумагу, в ванночках, проявитель и фиксаж те же. Отличие только в том, что листовая пленка кладется под увеличитель в полнейшей темноте, а после экспонирования в полной темноте проявляется и фиксируется. Проявление длится в зависимости от марки пленки 8-12 мин, закрепление - 15-20 мин. Насколько правильную экспозицию вы дали, выяснится лишь после фиксирования. Только надо учесть, что по сравнению с фотобумагой листовая пленка во много раз чувствитель-



нее, поэтому при печатании диафрагму объектива увеличителя закройте побольше, вкрутите более слабую лампочку или воспользуйтесь серым светофильтром перед объективом увеличителя.

Сложность работы компенсируется результатом - диапозитивы гораздо больше впечатляют, чем фотографии.

Когда вы начнете работать с листовой пленкой, может случиться, что вначале будет и брак. Поэтому постарайтесь при первом же успехе запомнить, а еще лучше записать, какую экспозицию вы дали, какое увеличение и насколько была открыта диафрагма объектива. Тогда впредь вы сможете работать более уверенно.

Диапозитивы монтируются двумя толстыми кусками бумаги. Лучше всего взять кусок картона, согнуть его вдвое и острым ножом или лезвием прорезать окна . Тогда при монтаже половинки рамки не будут двигаться.

Возможные ошибки при съемке и монтаже.

1. В стереоскопе кажется, что одно изображение выше другого, хотя по вертикали они на месте.

Еще раз проверьте, на одинаковом ли расстоянии от нижнего или от верхнего края рамки или картонной основы находятся идентичные точки обоих изображений. Если на одинаковом, то вы проявили неточность при склеивании стереоскопа. Ошибка может быть только в том, что воображаемая прямая, которая проходит через центры линз, не параллельна тем планочкам, которые составляют дно гнезда для снимков и поддерживают снизу стереопару.

Срежьте с краев стереопары столько картона, чтобы снимки можно было чуть поворачивать, не вынимая из гнезда. Как видите, с нижнего края приходится отрезать треугольный кусочек, чтобы стереопара легла на дно в нужное положение. Если вам не хочется вновь разбирать стереоскоп, чтобы устранить ошибку, вам придется отрезать по такой же полосочке от всех снимков.

2. Изображения на одном уровне, но как бы отделены одно от другого.

Проверьте, не превышает ли все же расстояние между идентичными точками объектов в бесконечности 65 мм. Если не превышает, то измерьте расстояние между точками на переднем плане. Если расстояние между идентичными точками объектов в бесконечности шире, то вы неправильно смонтировали фотографии, просто-напросто не заметили обратной перспективы. Изображения надо поменять местами. Если же при измерении окажется все в порядке, то в коробке окуляров вы слишком близко прорезали круглые отверстия или расстояние между вашими глазами значительно шире среднего. Это можно компенсировать, монтируя изображения ближе одно к другому. Но еще разумнее заново сделать деталь 5 стереоскопа (отверстия для луп разместить шире).

3. Часть изображения совпадает, а часть нет. Идентичные точки изображения у верхней и нижней кромок не везде совпадают. Снимок рассматривается с трудом.

Снимки развернуты по отношению один к другому. Смонтируйте их заново.

4. При монтаже выяснилось, что в одном и том же положении снимков хорошо смотрится или передний план или бесконечность, все планы одновременно увидеть не удается, хотя глубина резкости на обоих снимках хорошая.



а

Рис. 13. Зоны неперекрытия (а, в, d, е) при параллельных и конвергированных осях съемки

Такое иногда случается при чрезмерно глубоком стереопростран-стве, т. е., если базис большой, ближние объекты расположены слишком близко, а дальние - слишком далеко. Нужно было или уменьшить базис при съемке или (если базис уменьшить нельзя было) отойти назад, чтобы увеличить расстояние до ближнего объекта. Теперь уже ошибку устранить возможности нет, придется фотографировать заново.

5. Стереовосприятие есть, но глаза очень быстро устают. Причиной может быть любая из ошибок, перечисленных выше.

Мелкие ошибки глаз корректирует сам, вы этого даже не замечаете. А вот если ошибка грубая, то глаза начинают уставать.

6. С двух сторон снимка обнаруживаются полоски, на которых нет стереоэффекта.

При стереосъемке такие полосы иногда неизбежны, хотя и не на каждой фотографии они бросаются в глаза. Их называют зонами неперекрытия.

Почему возникают зоны неперекрытия? Почему они на одном снимке шире, на другом уже, а на третьем их вовсе нет? Рассмотрим рисунок 13а.

При съемке с параллельными оптическими осями в зоне обзора каждого из объективов оказывается пространство, имеющее ширину стереобазиса (а и в), которого нет в поле зрения другого объектива. При нормальном стереобазисе это пространство у каждого объектива имеет ширину 65 мм. Не так много - вряд ли вообще заметно, что на краю кадра, скажем, валун, находящийся на расстоянии 50 м, виден на одном снимке стереопары на 65 мм больше, чем на другом. Но и не так мало, если существенный для композиции объект отличается обилием деталей, да еще фотографируется с близкого расстояния. Если на одном снимке видна рука человека, а на другом нет, то на совмещенном снимке это уже может оказаться заметным.

Как правило, зоны неперекрытия на стереоснимке не мешают. Не каждый их и заметит. Но все-таки при съемке близко расположенных объектов разумнее их учитывать и по возможности избегать зон неперекрытия.

Как надо снимать, чтобы зоны неперекрытия не мешали?

Проще всего, конечно, снять с такого расстояния, чтобы объект полностью вошел в стереоскопически перекрывающееся пространство (рис. 13 а - зона С). Но это не всегда возможно. В таком случае целесообразно снимать с конвергенцией - свести оптические оси аппа-