Главная страница » Принципы стереосъемки


ратов внутрь (рис. 136). Но возникает новая опасность - теперь можно совершить ошибку 4! Если вы имеете дело с глубоким стерео-пространством, на снимке окажутся и отдаленные объекты. Тогда в полях d и е возникнут слишком уж большие зоны неперекрытия; параллакс отдаленных объектов станет таким, что снимки невозможно будет смонтировать в стереопару, что и характерно для ошибки 4. Так что с конвергенцией можно снимать только при небольшой глубине стереопространства.

При копировании на бумагу или на плоскую пленку отдельные отпечатки делают несколько большего, чем требуется, размера и монтируют их временно на каком-то основании так, чтобы расстояние между идентичными точками объектов в бесконечности не превысило 65 мм. Затем с помощью трафарета снимки кадрируют так, чтобы зоны как можно меньше бросались в глаза. Трафарет может быть из картона, в котором прорезаны такие окошки , как в гнезде для снимков стереоскопа.

7. После монтажа один диапозитив в рамке выше другого. Причина может быть одна из двух: или аппараты были плохо

прикреплены к штативу (один смотрит вверх, другой вниз), или площадка с аппаратами наклонилась влево или вправо.

8. Люди, сфотографированные с 15-20-метрового расстояния, выглядят на снимке плоскими куклами.

Скорее всего, вы в этом случае не совершили никакой ошибки. Но если сумеете, то впредь избегайте плоских изображений. Для этого придется ввести новое понятие.

Разрешающая способность. Это свойство, присущее всем фотоматериалам и объективам, а также глазам человека, которые также являются оптической системой. Разрешающая способность измеряется количеством линий на одном миллиметре.

Допустим, на клетчатую бумагу нанесены сто параллельных линий, толщина этих линий равняется промежуткам между ними. Такую сетку можно сфотографировать так, что на негативе эти сто линий уложатся в полоску шириной 1 мм. Если затем с этого негатива сделать увеличение, то возможны два варианта: или на снимке будут видны все линии, или вместо них будет сплошная серая полоска. В первом случае разрешающая способность негатива по меньшей мере 100 линий/мм или больше, а во втором случае меньше.

Разрешающая способность отечественных негативных материалов следующая: Фото-32 - минимум 116 линий/мм, Фото-65 - 92, Фото-130 - 75, Фото-250 - 70 линий/мм, у диапозитивов: ЦО-22Д - 60 линий/мм, ЦО-32Д - 50, ЦО-90Л - 70, ЦО-180Л - 50 линий/мм.

Вы уже знаете, что стереоизображение возникает вследствие того, что на соединенном снимке изображения одних и тех же объектов относительно один другого чуть сдвинуты. Эту сдвинутость называют параллаксом. Объекты, расположенные на разных расстояниях от объектива, дают и разные параллаксы. Иной раз бывает нужно, чтобы снимок передал совсем маленькую разницу в параллаксах. Если мы фотографируем человека, который стоит довольно далеко от аппарата, то его глубинность может дать на снимке в параллаксах разницу, которая меньше разрешающей способности негатива, и мы получим плоское изображение, а не объемное (рис. 14).

Как этого избежать?




а

Ь Рис. 14. Взаимосвязь между фокусным расстоянием >1 и дистанцией съемки, объектом и изображением на I пленке

f b,a,

L ab


Рис. 15. Соединенные на ручном штативе фотоаппараты Любитель

При увеличении старайтесь как можно точнее навести изображение на резкость. Уже при фотографировании выберите такой кадр, чтобы его потом не пришлось слишком увеличивать (слишком большое увеличение к тому же производит впечатление, будто бы ошиблись со стереобазисом). Если есть выбор, то используйте пленку, разрешающая способность которой больше.

Для проявления негативов пользуйтесь только мелкозернистым проявителем.

Колодезная и водопроводная вода, как правило, содержит много извести. Кипячением от нее полностью не избавиться. Для изготовления проявителя и фиксажа по возможности пользуйтесь дистиллированной водой или профильтрованной через вату дождевой. Еще лучше, конечно, в такой же воде промывать негативы и фотобумагу.

Но если у вашего фотоматериала низкая разрешающая способность, то фотографируйте с меньшего расстояния или увеличивайте стереобазис.

4. СТЕРЕОСЪЕМКА ДВУМЯ АППАРАТАМИ. СТЕРЕОПОРТРЕТЫ

Рано или поздно вас уже не будет удовлетворять фотографирование одним аппаратом, при помощи штатива и сдвига. Ведь таким способом вы не сможете снимать движущиеся объекты. Может также сдвинуться штатив, да кроме того, носить его с собой не очень удобно. Если во время первой съемки выглянуло солнце и зашло за тучу прежде чем вы успели сделать второй снимок, то вам надо или менять диафрагму или ждать солнца.

От этих неудобств спасает второй аппарат. Если вы задумали его купить, то постарайтесь, чтобы он был той же марки что и первый, или хотя бы фокусные расстояния объективов были равными. Иначе



при печатании будет трудно найти одинаковый уровень увеличения для обоих снимков, а обратимые диапозитивы объективами с разным фокусным расстоянием делать вообще нельзя.

Но если до сих пор вы пользовались дорогим Зенитом , то второй такой дорогой аппарат покупать нет смысла. Тем более, мы уже говорили об этом, у дорогих аппаратов перед дешевыми весьма скромные преимущества. Разумнее приобрести два новых одинаковых и дешевых аппарата, общая стоимость которых будет даже меньше, чем стоимость одного Зенита или Зоркого .

Безукоризненные снимки можно делать широкоформатным аппаратом Любитель с величиной кадра 6x6 см. Светосилы 4,5 вполне достаточно, об этом вы уже знаете. Объектив Любителя представляет собой систему Триплет , состоящую из трех хорошо просветленных линз. С негативов, полученных Любителем , вы сможете сделать для своего стереоскопа стереопары на бумаге способом контактной печати и диапозитивы на обратимой широкой пленке. Кроме того, с негативов вы сможете напечатать на позитивную или листовую пленку черно-белые диапозитивы.

Одна катушка пленки позволяет получить 12 кадров 6x6 см.

В магазинах продаются и ручные штативы. На них помещаются два Любителя . Базис получается 100 мм. Штатив снабжен винтами для закрепления аппаратов. Такой комплект будет очень удобным в обращении.

Но в дальнейшем у нас пойдет речь о проецировании диапозитивов на экран. К сожалению, большинство наших диапроекторов рассчитано для величины кадра 24X36 см, проекторы же для широкой пленки очень дорогие.

Преимущество Любителя по сравнению с другими аппаратами заключается в том, что с его помощью для рассматривания через стереоскоп можно получить крупные цветные диапозитивы. При этом вы получаете почти такое же впечатление, как и при рассматривании стереоизображения на экране. О ряде эффектов, которые дает нам только проецирование при поляризованном свете, будет сказано ниже.

Различных камер с величиной кадра 24 X 36 см в продаже имеется очень много. При покупке прежде всего выясните, можно ли в выбранном вами аппарате использовать спусковой тросик.

Рекомендуем вам все же остановить свой выбор на самом дешевом фотоаппарате (например, Смена ВМ ), который стоит 13-24 рубля. Диафрагма Смены от 4 до 16, объектив такой же системы ( Триплет ), как и у Любителя . Но на покупном штативе две Смены пристроить не удается, они просто там не помещаются. Для неподвижного закрепления аппаратов вы сами сможете сделать приспособление из полосы утолщенной жести. Для закрепления фотоаппаратов используйте те болты, которые имеются в дне футляров от аппаратов или купите в магазине адаптерные болты штатива.

Комплектом Смен вы сможете изготовлять диапозитивы для проецирования, причем двух видов: цветные - на обратимую пленку, или черно-белые - с негативов путем контактной печати. Контактное печатание на обычную черно-белую пленку дело сложное вследствие высокой чувствительности пленки. Лучше всего пользоваться для этого пленкой МЗ . На коробочках с этой пленкой написано позитивная , чувствительность всего 3-5 ед. ГОСТа. Ее успешно можно использовать для получения позитивов путем печатания с негативов