Главная страница » Принципы стереосъемки
как фотобумагу. Проявляется она при красном свете, так что сразу можно проверить и степень проявления. Рекомендуется использовать для проявления фенидон-гидрохиноновый проявитель, который продается в пачках уже готовый. Время проявления при комнатной температуре - 2 - 4 мин. Смонтированные стереопарой диапозитивы вы можете рассматривать и в стереоскопе, купленном в магазине; стереопару, сделанную из отпечатков на фотобумаге, можно смотреть в стереоскопе собственного изготовления. Как Любителями , так и Сменами вы можете делать цветные анаглифы. О них поговорим позже. До того, как вы начнете снимать двумя аппаратами, нужно приготовить синхронный курок. Для этого купите два спусковых тросика. Они бывают длинные и покороче. Любители уже снабжены ими, но эти тросики для вас коротки, нужны примерно 25-сантиметровые. Как изготовить синхронный курок, вы видите на рисунке 16. То, что соответствует заштрихованной части на рисунке, заполните шпатлевкой и пластмассовыми опилками, которые остались после изготовления стереоскопа. Шпатлевку можно лепить, как пластилин. Свободный ход курка оставьте как можно более длинным. Готовый курок надо еще сделать синхронным. В аппараты, установленные на штатив, вверните тросики как полагается, но так, чтобы они не перекрутились. Для этого тросик, который вворачиваете вторым, предварительно немного закрутите в обратную сторону. Установите на обоих аппаратах время выдержки 1/30 с и затем медленно нажмите на курок. Скорее всего, затворы обоих аппаратов откроются не одновременно. Установите, какой открылся раньше, открутите с этого аппарата тросик и подпилите немного конец иглы тросика. Только осторожно! Возможно, достаточно раза два провести напильником. При испытании держите аппараты и курок в руках так, как будете держать при фотографировании. Таким комплектом вы можете снимать и движущиеся объекты без штатива. Снимая с ручного штатива, используйте выдержку не больше 1/60 с. Если освещенность и глубина резкости позволяют, то пользуйтесь выдержкой в 1/100 с и короче. Аппараты крепятся на штативе так, чтобы направления съемки были параллельны. Тогда вы можете быть более или менее уверены, Рис. 16. Изготовление синхронного курка и его использование на соединенных аппаратах
что при монтаже вас ждет удача. Съемка аппаратами, объективы которых заметно скошены внутрь, нужна лишь в особых случаях. А вот смотреть в разные стороны объективы аппаратов не должны! Стереопортреты делаются несколько иначе, чем остальные стереофотографии. Если вы решите фотографировать двумя параллельными аппаратами с нормальными объективами (фокусное расстояние в среднем 50 мм), то вам придется встать слишком близко к фотографируемому, и изображения стереопары при рассматривании могут не слиться, так как вы превысите допустимый для этого расстояния стереобазис. Может получиться и так, что объемность окажется чрезмерной и стереопортрет придется забраковать. Лучший портрет получится у вас при наличии неподвижной модели способом сдвига одним аппаратом. Стереобазис в этом случае наполовину уменьшите - с 65 мм до 32 мм. Несмотря на все трудности, портреты все же можно сделать и двумя аппаратами. (В этом случае чем больше фокусное расстояние объективов, тем лучше). Аппараты устанавливаются и закрепляются так, чтобы они смотрели строго на модель. Проверить это вы можете при помощи обыкновенного треугольника, если одну сторону прямого угла установите параллельно задней крышке аппарата. Вторая сторона, которая должна проходить по центру объектива, направлена на модель. Теперь направьте на модель и объективы соответственно направлению глаз. Проделайте то же и другим аппаратом. Наводка Любителями весьма проста. Для этого в обоих аппаратах через центры матовых кружочков на экранах, которые окажутся под лупой для наведения резкости, надо провести фломастером тонкую вертикальную линию. Остается лишь проверить, чтобы на обоих экранах линия эта одинаково пересекала изображение фотографируемого или проходила от него на одинаковом расстоянии для обоих аппаратов. Если вы пользуетесь аппаратами, которые рядом дают слишком большой стереобазис, может случиться, что вместо портрета получится карикатура. В отличие от обычных портретов в стереопортретах желательно, чтобы фоном была объемная глубина, что повышает эффект. Простой белый фон снижает его, хотя и кажется более привычным. 5. ЗЕРКАЛЬНО-ЛИНЗОВЫЙ СТЕРЕОСКОП С. П. ИВАНОВА И Ю. М. БУТОВА Если вы сделали выбор в пользу комплекта фотоаппаратов с малоформатным кадром (например, Киев-Вега ), значит, вы намерены смотреть диапозитивы главным образом через стереоскоп. Дело в том, что увеличенное с маленького кадра на фотобумагу или экран изображение получается далеко не первоклассным. Малоформатные диапозитивы можно, конечно, смотреть и с помощью линзового стереоскопа, описанного выше. Для этого нужно всего-навсего окна в кадровой рамке сделать соответственно меньше. Можно использовать и стереоскопы, которые продаются в фотомагазинах. Но обрамленная стереопара выглядит довольно странно - длинная, узкая. Очень много бесполезной площади рамки.
Рис. 17. Стереоскоп С. П. Иванова и Ю. М. Бутова Смотреть малоформатные (ширина одного кадра до 24 мм) диапозитивы лучше всего с помощью зеркально-линзового стереоскопа конструкции С. П. Иванова и Ю. М. Бутова. На чертежах (рис. 17) приводятся лишь принципиальные схемы таких стереоскопов для 24-миллиметрового и микропленочного кадра, потому что его изготовление аналогично изготовлению других стереоскопов. С помощью пластмассы и клея сделать такой стереоскоп может каждый. Как крепить зеркала, рассказывается в разделе Зеркальный стереоскоп . Если вы хотите сделать стереоскоп маленьким, компактным, то придется отказаться от мысли использовать при этом линзы любой степени увеличения. Линзы подбирайте только после того, как готов точный рабочий чертеж (лупы для часовщиков есть в довольно широком выборе, да и стекла от очков вполне можно использовать). Изготовление рабочих чертежей надо начинать с точного определения расстояния, на котором вы хотите расположить диапозитивы в смонтированной стереопаре. Это расстояние при микропленочном кадре можно выбирать в довольно значительных пределах. Но учтите, что между двумя кадрами должен остаться промежуток не меньше двойной толщины зеркала (если вы алмазным напильником опилите под углом 45° края внутренних зеркал в месте их соприкосновения, то и это не обязательно). Одним словом, рамку надо сделать такую, чтобы потом было удобно ею пользоваться. Теперь измерьте расстояние между центрами двух кадров. Это и есть исходная величина для рабочих чертежей стереоскопа. Нанесите эти две полученные точки на верхний край миллиметровой бумаги и наметьте будущую кадровую рамку (разумеется, надо учесть и толщину пластмассы). Затем обозначьте на чертеже расположение внутренних зеркал. Для этого нужно из промежутка между центрами стереопары провести вниз ось симметрии стереоскопа и наметить на ней точки расположения зеркальных поверхностей таким образом, чтобы острие сдвоенного зеркала находилось на оси симметрии, близко к кадровой рамке, зеркала были одно по отношению к другому под углом 90°, а ось симметрии делила этот угол пополам. Затем на равном расстоянии от оси симметрии и параллельно ей проведите две вспомогательные линии, расстояние между которыми равно расстоянию между вашими глазами. Где-то на этих вспомогательных линиях будут находиться центры линз.
|