Главная страница » Обработка светочувствительных материалов
Обработка светочувствительных материалов - получение правильного негативного или позитивного изображения с определенными копировальными или визуальными характеристиками. Обработку применяют стандартную, оптимально реализующую свойства фотоматериалов. Отклонение от стандартного процесса с использованием других режимов и рецептов возможно в случаях получения каких-либо эффектов при художественном фотографировании, применении фотоматериалов после гарантийного временного срока, параметры которых вышли за пределы допустимых значений. Для получения фотографических изоб-раокений необходимо пользоваться сенситометрическими параметрами и на их основе получать экспонометрические (рабочие) в зависимости от световых условий съемки и реокима проявления. В процессе обработки соблюдают определенную технологию для получения заданного контраста изобраокения, определяющего интервал плотности изобраокения. При двухступенном фотографическом процессе (негатив-позитив) контраст негатива определяет согласование этого интервала с возможностями фотобумаги или позитивной пленки, при од посту'пенном (слайды) - интервал плотности изобраокения, приемлемый для визуального восприятия на экране, при штриховом репродуцировании - максимальный контраст меокду черным и белым. Изобразительное качество фотоснимка зависит от светлот-ных данных и яркостной характеристики объекта, влияющих на степень светорассеяния в съемочной камере и воспроизведение темных тонов изобраокения. Грубые ошибки в черно-белой фотографии в дальнейшем почти неисправимы, а малые погрешности вкспонометрии и проявления исправляются подбором фотобумаги с определенной степенью контрастности или дополнительной обработкой: усилением или ослаблением. В цветной фотографии малые ошибки ведут к изменению цвета, а грубые приводят в негодность фотографическое изображение. Светочувствительный материал применяют катушечный (рулонный) и листовой (форматный), что определяет характер и механику процесса обработки, особенно проявления. Для ручной обработки одиночных катушечных фотопленок применяют обычно круглые фотобачки с вращаюш,ейся спиралью, для листовых - кюветы. Большое количество рулонных материалов обрабатывают в кинофотопромышленности и бытовых обслуокивашщих организациях машинами, в том числе и скрепленные меокду собой катушечные фотопленки. Реоким их обработки отличается от режима ручной. В индивидуальных условиях, большое количество фотопленок можно обрабатывать в бачках и баках специальной конструкции с основны требованием полноценного разрушения пограничного слоя. Механика обработки единичных листовых материалов относительно проста. Для большого количества листов необходимо специальное устройство, удобное в обращении, позволяющее соблюдать технологию процесса, одинаковую для всех
влоокенных листов. Особенно критична обработка большого количества цветных листовых материалов. Неудобства возникают при закладке бумаги форматом 30 X 40 см и более, поскольку при погружении необходимо быстро покрыть раствором их фотослой*, быстро вынуть и быстро поместить в стоп-раствор (или другой) после проявления. Обработка светочувствительных материалов - это химические, временнье и механические процессы, позволяющие оптимально проявлять фотослой и обеспечивать получение стабильного фотоизображения в серебряных почернениях или цветных потемнениях. Основным процессом является проявление, при котором возмоокно изменение режима для достижения требуемых оптических изобразительных характеристик. Остальные процессы, как правило, относительно неизменны, но также влияют на оптические свойства изобраоюения. В зависимости от метода обработки различаются трехванные (проявление, промывка и фиксирование), многоступенные (для обращаемых материалов) и одно-ступенные (одновременное проявление с фиксированием) процессы. Проявление обеспечивают двумя направлениями: выбором и применением проявляющих веществ и определением химико-технологических режимов. Первое характерно поиском доступных, эффективных и экономически выгодных веществ с целью получения максимально полоокительных сенситометрических характеристик обрабатываемых материалов (S, у, D0, L и др.), второе - механикой обработки. Основным при обработке является получение на основе S-образной характеристической кривой фотослоя ряда оптических плотностей, изменяющихся по линейному закону. Для этого выбирают проявитель и режим обработки. Выбор проявителя и способа проявления зависит от первоначального замысла фотоснимка, поэтому к обработке и будущему фотографическому изображению предъявляются следуюш,ие требования: воспроизведение всего интервала яркостей объекта в максимальном его выражении; возможность получения оптимального контраста между темными и светлыми деталями объекта на основе использования стандартных характеристик фотоматериалов и стандартных режимов обработки; применение специальных методов съемки и обработки; сокращение времени обработки. Фотоматериалы выпускаются заводами-изготовителями с указанными в паспорте сенситометрическими параметрами, полученными не в съемочной камере, а при контактной печати с прямым освещением фотослоя через измерительный серый ступенчатый оптический клин. При таких испытаниях рядом сен-сшпометрических экспозиций и установленной стандартом обработкой непосредственно выявляются только светооптические возможности фотослоя, т. е. получают на нем ряд оптических плотностей в виде серой ступенчатой шкалы. При съемке, в зависимости от съемочной экспозиции, величины в кадре площадей высших яркостей объекта съемки, степени рассеяния света объективом и внутренними деталями камеры у фотоматериала в съемочной камере параметры становятся вкспонеметрическими (рабочими), поскольку фотоматериал воспринимает экспозицию не от объекта, а от его оптического изоб- * Условное название светочувствительного слоя фотоматериала.
ражения, сформированного на плоскости фотослоя 1У]. Отсюда вытекают все особенности химико-фотографической обработки и величина экспозиции при съемке. При этом учитывается средняя яркость объекта и ее интервал, который может быть узким, средним и широким. Узкий интервал - особенность таких объектов съемки, как, например, снежные пространства ландшафта или черная одежда человека, требующие особых условий экспонирования и проявления; широкий- тот же снеокный ландшафт вместе с черной одеждой человека и ее полутонами. Однако в некоторых случаях съемки и обработки изменение режима проявления приводит к искажению контраста изображения. Государственными стандартами установлены определенные режимы проявления для конкретных фотослоев, позволяющие получать изображения с нормированными фотографическими параметрами. Значение стандартной обработки велико и обосновано тем, что заданные параметры негатива-позитива позволяют при определенной технологии получать оптимальные оптические параметры фотографического изображения с высокой степенью повторяемости. Отклонение проявления от стандартных требований в индивидуальных условиях возможно и позволяет интерпретировать световые параметры оптического изображения объекта с использованием потенциальных изобразительных возможностей фотографического процесса. Однако это отклонение требует обязательных экспонометрических испытаний фотослоя, поскольку изменяет его зернистость и разрешающую способность. Режим проявления как средство творческой интерпретации связан со съемочной экспозицией, поэтому, опираясь на замысел будущего снимка, в черно-белой фотографии учитывают площадь высших светлот объекта в кадре с вытекающим отсюда паразитным рассеянием света на фотослое, определяют возмоокность тоновоспроизведения на выбранной пленке и на основе анализа этих данных устанавливают гамму проявления с выбором мягкого, нормального или контрастного проявления. В цветной фотографии отклонение от стандартных условий может привести к разбалансу по контрастности частичных слоев с изменением цвета изображения. На практике имеется два основных типа кинетики проявления: первый - с постоянным нарастанием гаммы в процессе проявления, второй - с быстрым ее достижением до предельного значения вначале, не изменяюш,егося при дальнейшем проявлении (эффект стоп-гаммы). Стоп-гамма характерна в основном для фотобумаг и определенного типа фотопленок. Эффектом стоп-гаммы обладает, например, фотопленка Фото-65 , предназначенная для печати на нормальной фотобумаге Унибром. В этом случае получается сенситометрическая пара фотоматериала негатив-позитив, на которой средний по светлоте объект при условии правильно выдержанных экспонометрических данных и стандартной кинетики проявления получает оптимальное' негативное и позитивное изображение. При этом число светочувствительности фотопленкигкак и фотобумаги, может изменяться в интервале чисел при варьировании времени проявления с почти неиз-м няющимся коэффициентом контрастности. Для пленки .Фо-mo-65i> число сенситометрической светочувствительности имеет максимальное значение для его критерия DB -{-0,1. Для всех остальных фотоматериалов, не обладающих эффектом стоп-гаммы, существует закономерность, показывающая, что изменение экс-
|